Статья посвящена изучению коммуникативного поведения здоровых детей дошкольного возраста и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в диадном взаимодействии. Отмечено, что поведение дошкольников характеризуется многообразием эмоциональных проявлений, обусловленных мотивацией как их взаимного принятий, так и взаимного отторжения. Показано, что после участия детей в специальном коммуникативном тренинге их поведение претерпело существенные изменения. Наиболее значительным фактором этой динамики оказалось возникновение у дошкольников партнёрской позиции. Её основу составляют мотивация к сотрудничеству как основа игры, стратегия сотрудничества как своеобразного разделения труда и активная вербальная коммуникация, знаменовавшая собой возникновение подлинного диалога между детьми. Эти реакции рассматриваются в качестве базовых для эффективной интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в общество как фактора важнейшей морально-этической ценности на современном противоречивом этапе развития социума. Особое внимание уделяется анализу уровней диалога, который возникает между детьми с разными возможностями здоровья в их диадном взаимодействии.

Переведенное названиеCOMMUNICATIVE BEHAVIOR OF PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF DIADIC INTERACTION: DIALOGUE LEVELS
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)103-112
ЖурналВестник психофизиологии
Номер выпуска4
СостояниеОпубликовано - 2020

    Области исследований

  • КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ДИАДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, интеграция, инклюзия, ДИАЛОГ, НЕВЕРБАЛЬНАЯ И ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, ПАРТНЕРСКАЯ ПОЗИЦИЯ, МОТИВАЦИЯ К ИГРЕ, сотрудничество

ID: 75610226