В статье проанализированы встречающиеся в устных нарративах азербайджанцев Нахичевани «армянские» мотивы. Материалом для исследования послужили интервью, записанные в ходе полевой работы среди нахичеванских азербайджанцев в 2021–2023 гг. В работе были использованы разработанные Я. Ассманом понятия культурной и коммуникативной памяти. В ходе исследования были выявлены и изучены такие, часто встречающиеся в рассказах наших информантов мотивы как
представление о неавтохтонности армян в Нахичевани, «албанизация» памятников средневековой материальной культуры, происхождение местных азербайджанцев и армян от общих предков, воспоминания об армянских друзьях и соседях, общих локальных практиках и сакральных местах, а
также перебрасывающий мостик между прошлым и настоящим региона мотив «одинокой пожилой армянки». Особняком в этом ряду стоит тема характерного именно для Нахичевани института «кирва» как способе установления «искусственного родства» между армянами и азербайджанцами
с целью взаимной поддержки, в результате которой формировались межгрупповые, так называемые «сильные связи». Анализ интервью позволил авторам сделать вывод, что насыщенность нарративов нахичеванских азербайджанцев «армянскими» элементами в определенном смысле отражает их «армяноцентричность». Явное присутствие «армянского» слоя во многих рассказах можно объяснить определенной зависимостью азербайджанского дискурса от армянского, что проявляется в ведении постоянного, имеющего скрытую форму спора с конкурирующими историческими нарративами. В этом смысле, другие, неазербайджанские версии осмысления истории и культурного наследия региона вносят свой, во многом существенный вклад в формирование культурной памяти азербайджанцев Нахичевани.