Ссылки

DOI

Целью настоящей статьи является анализ отношения работающей молодёжи к конкуренции как одной из наиболее значимых ценностей современного российского общества. Ценностные ориентации работающей молодёжи сформировались уже в условиях преобладания в российском обществе рыночной экономики, в функционировании которой конкуренция играет важнейшую роль. Тем не менее отношение молодёжи к ней в последние годы практически не изучалось. Теоретико-методологической основой статьи выступает социально-конструктивистский подход. Эмпирическая основа исследования – анкетный опрос работающей молодёжи Тюменской области (N = 956), занятой в 20-ти организациях городов Тюмень, Тобольск, Ишим. В статье рассматривается оценка молодёжью понятия «конкуренция» методом семантического дифференциала с помощью специально разработанных десяти антиномичных шкал, а также её конкурентоспособность, выявляемая методом самооценки. На вербальном уровне у респондентов доминирует отношение к конкуренции как значимой, но безнравственной, дискомфортной и неприятной. Выявлено противоречие между вербальными оценками понятия «конкуренция» и результатами, полученными с помощью факторного анализа. Установлено, что более значимый фактор характеризует полную интернализацию респондентами конкуренции как одной из важнейших ценностей современной жизни, одобрение её как механизма достижения жизненного успеха. Существенно менее значимый фактор выражает переменную, которая описывает позитивное отношение работающей молодёжи к конкуренции, в первую очередь, как к полезной, необходимой и эффективной. Также использованы методы кластерного и корреляционного анализа. В частности, в статье показаны корреляции оценок отдельных шкал семантического дифференциала с самооценкой конкурентоспособности респондентов. Установлено, что эффективнее участвуют в конкуренции те работающие юноши и девушки, которые не рассматривают её в контексте принципов морали, кого не волнует честность конкурентной борьбы. Представляется целесообразным в дальнейших исследованиях проанализировать её место в общей структуре базовых ценностей современной работающей молодёжи.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)187-201
Число страниц15
ЖурналВестник Института социологии
Том10
Номер выпуска4
DOI
СостояниеОпубликовано - 2019

    Предметные области Scopus

  • Социальные науки (все)

    Области исследований

  • конкуренция как ценность, работающая молодёжь, общество травмы, «семантический дифференциал»

ID: 49861975