Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
А.С. Лаппо-Данилевский и критика контизма в социологии. / Рыбас, Александр Евгеньевич.
в: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, Том 22, № 5, 2019, стр. 141–153.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - А.С. Лаппо-Данилевский и критика контизма в социологии
AU - Рыбас, Александр Евгеньевич
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - Рассматриваются критические замечания А. С. Лаппо-Данилевского в адрес социологии О. Конта. Анализируется значение контизма для развития русской философии XIX в., отстаивается тезис о том, что рецепции позитивизма в России всегда носили творческий характер и способствовали появлению оригинальных концепций. Показывается, что Лаппо-Данилевский, доказывая ненаучность теоретических построений Конта, в основном повторял ту критику, которая была высказана еще в 1860-е годы, причем сторонниками позитивной философии, которые и ввели в оборот термин «огюст-контизм», чтобы отличить «положительное» зерно позитивизма от субъективных привнесений Конта. Делается вывод о том, что Лаппо-Данилевский сумел указать на слабые стороны социальной физики, однако его характеристики могут считаться верными только при условии рассмотрения идей Конта под углом зрения научности. Но система Конта может быть интерпретирована и иначе – как богословие науки, с центральной для него проблемой наукодицеи. Такой взгляд на творчество Конта, и прежде всего на созданную им религию Человечества, был характерен для русских религиозных философов второй половины XIX века, прежде всего для В. С. Соловьева, который признавал великие заслуги французского мыслителя в философии религии и призывал причислить безбожника Конта к лику святых.
AB - Рассматриваются критические замечания А. С. Лаппо-Данилевского в адрес социологии О. Конта. Анализируется значение контизма для развития русской философии XIX в., отстаивается тезис о том, что рецепции позитивизма в России всегда носили творческий характер и способствовали появлению оригинальных концепций. Показывается, что Лаппо-Данилевский, доказывая ненаучность теоретических построений Конта, в основном повторял ту критику, которая была высказана еще в 1860-е годы, причем сторонниками позитивной философии, которые и ввели в оборот термин «огюст-контизм», чтобы отличить «положительное» зерно позитивизма от субъективных привнесений Конта. Делается вывод о том, что Лаппо-Данилевский сумел указать на слабые стороны социальной физики, однако его характеристики могут считаться верными только при условии рассмотрения идей Конта под углом зрения научности. Но система Конта может быть интерпретирована и иначе – как богословие науки, с центральной для него проблемой наукодицеи. Такой взгляд на творчество Конта, и прежде всего на созданную им религию Человечества, был характерен для русских религиозных философов второй половины XIX века, прежде всего для В. С. Соловьева, который признавал великие заслуги французского мыслителя в философии религии и призывал причислить безбожника Конта к лику святых.
KW - русский позитивизм, О. Конт, А. С. Лаппо-Данилевский, В. С. Соловьев, социальная физика, основания социологии, проблема наукодицеи
U2 - 10.31119/jssa.2019.22.5.9
DO - 10.31119/jssa.2019.22.5.9
M3 - статья
VL - 22
SP - 141
EP - 153
JO - ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
JF - ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
SN - 1029-8053
IS - 5
ER -
ID: 91387525