Standard

Автобиографическое время в Я-нарративах людей разных поколений. / Зайцева, Юлия Евгеньевна.

в: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ, Том 30, № 1, 01.04.2018, стр. 127-139.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Зайцева, ЮЕ 2018, 'Автобиографическое время в Я-нарративах людей разных поколений', МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ, Том. 30, № 1, стр. 127-139. https://doi.org/10.24411/2079-1100-2018-00014

APA

Vancouver

Author

Зайцева, Юлия Евгеньевна. / Автобиографическое время в Я-нарративах людей разных поколений. в: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ. 2018 ; Том 30, № 1. стр. 127-139.

BibTeX

@article{08afa2078acd43a6b1564de6fb5b56b5,
title = "Автобиографическое время в Я-нарративах людей разных поколений",
abstract = "Философы культуры и культурологи неоднократно ставили перед психологами вопросы о соотношении индивидуальности человека, его Я, и культуры: (1) существуют ли инварианты Я, сохраняющиеся при любых культурных детерминациях, или культурная относительность личностно{\u и} идентичности тотальна; (2) в построении субъекта, насколько пассивным материалом выступает индивид по отношению к культурному знаку Я; и (3) необходимо ли постоянное и непрерывное возде{\u и}ствие культурных знаков для сохранения личностно{\u и} идентичности? Автобиографирование одновременно является культурно-историческо{\u и}, коммуникативно{\u и} и экзистенциально-рефлексивно{\u и} практиками. Будучи помещенным в междисциплинарное пространство исследования, текст автобиографии, как композиционно связанны{\u и} нарратив, построенны{\u и} характерными для культуры дискурсивными средствами и коммуникативными паттернами, дает перспективы для сравнительных исследовани{\u и} культурных механизмов конструирования личностно{\u и} идентичности. В данно{\u и} статье приводится сравнительны{\u и} анализ автобиографи{\u и} россиян трех возрастных групп; представителе{\u и} трех поколени{\u и}, рожденных в разные эпохи ХХ века; тексты были созданы в 1990-е, 2000-е и 2010-е годы в пространстве разных дискурсивных контекстов. Экзистенциально-нарративное направление в психологии сосредоточено на анализе способности человека осмыслять и конструировать время собственно{\u и} жизни и свою идентичность посредством создания автобиографического текста. Нас интересует то, как в композиции автобиографического нарратива проявляются (i) внутреннее феноменологическое переживание жизненного хронотопа (легкого или трудного внешнего мира и сложного или простого внутреннего); и (ii) как культурны{\u и} контекст формирования личности и речево{\u и} контекст эпохи создания текста влияют на способность человека к смысловому согласованию событи{\u и} жизненного пути и собственно{\u и} индивидуальности.Автобиографическое время представляет собо{\u и} рассказанное время жизни. И как любое повествование, автобиография – это разворачивающаяся во времени структура, ориентированная на создание смысла. Временная перспектива личного жизненного пути человека включается в автобиографиях в контекст определенно{\u и} культурно- историческо{\u и} эпохи, и рассказывается типичными для культуры коммуникативными средствами, для того, чтобы в идеале осмыслить эту жизнь и самого себя как целое. Личное время сталкивается в автобиографиях с историческим не только в содержательных перипетиях сюжета, но и на уровне форм. Личная способность к переживанию времени и пространства жизни подвержена культурно{\u и} детерминации, будучи опосредованно{\u и} языком и тем самым подвергаясь всем эффектам социального конструирования. Исследование автобиографического времени как междисциплинарного феномена открывает новые перспективы анализа противоречивых трендов становления человека как субъекта, постигающего время свое{\u и} жизни в контексте и средствами определенно{\u и} культурно-историческо{\u и} эпохи.",
keywords = "Я-нарратив, темпоральность, временная перспектива, автобиографическое время, субъект, дискурс, автобиографическая память; автобиография, междисциплинарность; нарративная согласованность, стиль идентичности, нарративная идентичность, поколения, феноменология, Я.",
author = "Зайцева, {Юлия Евгеньевна}",
note = "Зайцева Ю.Е. Автобиографическое время в я-нарративах людей разных поколений // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 1. С. 127-138. DOI: 10.24411/2079-1100-2018-00014",
year = "2018",
month = apr,
day = "1",
doi = "10.24411/2079-1100-2018-00014",
language = "русский",
volume = "30",
pages = "127--139",
journal = "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ",
issn = "2079-1100",
publisher = "Издательство «Эйдос»",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Автобиографическое время в Я-нарративах людей разных поколений

AU - Зайцева, Юлия Евгеньевна

N1 - Зайцева Ю.Е. Автобиографическое время в я-нарративах людей разных поколений // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 1. С. 127-138. DOI: 10.24411/2079-1100-2018-00014

PY - 2018/4/1

Y1 - 2018/4/1

N2 - Философы культуры и культурологи неоднократно ставили перед психологами вопросы о соотношении индивидуальности человека, его Я, и культуры: (1) существуют ли инварианты Я, сохраняющиеся при любых культурных детерминациях, или культурная относительность личностной идентичности тотальна; (2) в построении субъекта, насколько пассивным материалом выступает индивид по отношению к культурному знаку Я; и (3) необходимо ли постоянное и непрерывное воздействие культурных знаков для сохранения личностной идентичности? Автобиографирование одновременно является культурно-исторической, коммуникативной и экзистенциально-рефлексивной практиками. Будучи помещенным в междисциплинарное пространство исследования, текст автобиографии, как композиционно связанный нарратив, построенный характерными для культуры дискурсивными средствами и коммуникативными паттернами, дает перспективы для сравнительных исследований культурных механизмов конструирования личностной идентичности. В данной статье приводится сравнительный анализ автобиографий россиян трех возрастных групп; представителей трех поколений, рожденных в разные эпохи ХХ века; тексты были созданы в 1990-е, 2000-е и 2010-е годы в пространстве разных дискурсивных контекстов. Экзистенциально-нарративное направление в психологии сосредоточено на анализе способности человека осмыслять и конструировать время собственной жизни и свою идентичность посредством создания автобиографического текста. Нас интересует то, как в композиции автобиографического нарратива проявляются (i) внутреннее феноменологическое переживание жизненного хронотопа (легкого или трудного внешнего мира и сложного или простого внутреннего); и (ii) как культурный контекст формирования личности и речевой контекст эпохи создания текста влияют на способность человека к смысловому согласованию событий жизненного пути и собственной индивидуальности.Автобиографическое время представляет собой рассказанное время жизни. И как любое повествование, автобиография – это разворачивающаяся во времени структура, ориентированная на создание смысла. Временная перспектива личного жизненного пути человека включается в автобиографиях в контекст определенной культурно- исторической эпохи, и рассказывается типичными для культуры коммуникативными средствами, для того, чтобы в идеале осмыслить эту жизнь и самого себя как целое. Личное время сталкивается в автобиографиях с историческим не только в содержательных перипетиях сюжета, но и на уровне форм. Личная способность к переживанию времени и пространства жизни подвержена культурной детерминации, будучи опосредованной языком и тем самым подвергаясь всем эффектам социального конструирования. Исследование автобиографического времени как междисциплинарного феномена открывает новые перспективы анализа противоречивых трендов становления человека как субъекта, постигающего время своей жизни в контексте и средствами определенной культурно-исторической эпохи.

AB - Философы культуры и культурологи неоднократно ставили перед психологами вопросы о соотношении индивидуальности человека, его Я, и культуры: (1) существуют ли инварианты Я, сохраняющиеся при любых культурных детерминациях, или культурная относительность личностной идентичности тотальна; (2) в построении субъекта, насколько пассивным материалом выступает индивид по отношению к культурному знаку Я; и (3) необходимо ли постоянное и непрерывное воздействие культурных знаков для сохранения личностной идентичности? Автобиографирование одновременно является культурно-исторической, коммуникативной и экзистенциально-рефлексивной практиками. Будучи помещенным в междисциплинарное пространство исследования, текст автобиографии, как композиционно связанный нарратив, построенный характерными для культуры дискурсивными средствами и коммуникативными паттернами, дает перспективы для сравнительных исследований культурных механизмов конструирования личностной идентичности. В данной статье приводится сравнительный анализ автобиографий россиян трех возрастных групп; представителей трех поколений, рожденных в разные эпохи ХХ века; тексты были созданы в 1990-е, 2000-е и 2010-е годы в пространстве разных дискурсивных контекстов. Экзистенциально-нарративное направление в психологии сосредоточено на анализе способности человека осмыслять и конструировать время собственной жизни и свою идентичность посредством создания автобиографического текста. Нас интересует то, как в композиции автобиографического нарратива проявляются (i) внутреннее феноменологическое переживание жизненного хронотопа (легкого или трудного внешнего мира и сложного или простого внутреннего); и (ii) как культурный контекст формирования личности и речевой контекст эпохи создания текста влияют на способность человека к смысловому согласованию событий жизненного пути и собственной индивидуальности.Автобиографическое время представляет собой рассказанное время жизни. И как любое повествование, автобиография – это разворачивающаяся во времени структура, ориентированная на создание смысла. Временная перспектива личного жизненного пути человека включается в автобиографиях в контекст определенной культурно- исторической эпохи, и рассказывается типичными для культуры коммуникативными средствами, для того, чтобы в идеале осмыслить эту жизнь и самого себя как целое. Личное время сталкивается в автобиографиях с историческим не только в содержательных перипетиях сюжета, но и на уровне форм. Личная способность к переживанию времени и пространства жизни подвержена культурной детерминации, будучи опосредованной языком и тем самым подвергаясь всем эффектам социального конструирования. Исследование автобиографического времени как междисциплинарного феномена открывает новые перспективы анализа противоречивых трендов становления человека как субъекта, постигающего время своей жизни в контексте и средствами определенной культурно-исторической эпохи.

KW - Я-нарратив, темпоральность, временная перспектива, автобиографическое время, субъект, дискурс, автобиографическая память; автобиография, междисциплинарность; нарративная согласованность, стиль идентичности, нарративная идентичность, поколения, феноменолог

U2 - 10.24411/2079-1100-2018-00014

DO - 10.24411/2079-1100-2018-00014

M3 - статья

VL - 30

SP - 127

EP - 139

JO - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ

JF - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ

SN - 2079-1100

IS - 1

ER -

ID: 37462426