Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Автобиографическое время в Я-нарративах людей разных поколений. / Зайцева, Юлия Евгеньевна.
в: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ, Том 30, № 1, 01.04.2018, стр. 127-139.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Автобиографическое время в Я-нарративах людей разных поколений
AU - Зайцева, Юлия Евгеньевна
N1 - Зайцева Ю.Е. Автобиографическое время в я-нарративах людей разных поколений // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 1. С. 127-138. DOI: 10.24411/2079-1100-2018-00014
PY - 2018/4/1
Y1 - 2018/4/1
N2 - Философы культуры и культурологи неоднократно ставили перед психологами вопросы о соотношении индивидуальности человека, его Я, и культуры: (1) существуют ли инварианты Я, сохраняющиеся при любых культурных детерминациях, или культурная относительность личностной идентичности тотальна; (2) в построении субъекта, насколько пассивным материалом выступает индивид по отношению к культурному знаку Я; и (3) необходимо ли постоянное и непрерывное воздействие культурных знаков для сохранения личностной идентичности? Автобиографирование одновременно является культурно-исторической, коммуникативной и экзистенциально-рефлексивной практиками. Будучи помещенным в междисциплинарное пространство исследования, текст автобиографии, как композиционно связанный нарратив, построенный характерными для культуры дискурсивными средствами и коммуникативными паттернами, дает перспективы для сравнительных исследований культурных механизмов конструирования личностной идентичности. В данной статье приводится сравнительный анализ автобиографий россиян трех возрастных групп; представителей трех поколений, рожденных в разные эпохи ХХ века; тексты были созданы в 1990-е, 2000-е и 2010-е годы в пространстве разных дискурсивных контекстов. Экзистенциально-нарративное направление в психологии сосредоточено на анализе способности человека осмыслять и конструировать время собственной жизни и свою идентичность посредством создания автобиографического текста. Нас интересует то, как в композиции автобиографического нарратива проявляются (i) внутреннее феноменологическое переживание жизненного хронотопа (легкого или трудного внешнего мира и сложного или простого внутреннего); и (ii) как культурный контекст формирования личности и речевой контекст эпохи создания текста влияют на способность человека к смысловому согласованию событий жизненного пути и собственной индивидуальности.Автобиографическое время представляет собой рассказанное время жизни. И как любое повествование, автобиография – это разворачивающаяся во времени структура, ориентированная на создание смысла. Временная перспектива личного жизненного пути человека включается в автобиографиях в контекст определенной культурно- исторической эпохи, и рассказывается типичными для культуры коммуникативными средствами, для того, чтобы в идеале осмыслить эту жизнь и самого себя как целое. Личное время сталкивается в автобиографиях с историческим не только в содержательных перипетиях сюжета, но и на уровне форм. Личная способность к переживанию времени и пространства жизни подвержена культурной детерминации, будучи опосредованной языком и тем самым подвергаясь всем эффектам социального конструирования. Исследование автобиографического времени как междисциплинарного феномена открывает новые перспективы анализа противоречивых трендов становления человека как субъекта, постигающего время своей жизни в контексте и средствами определенной культурно-исторической эпохи.
AB - Философы культуры и культурологи неоднократно ставили перед психологами вопросы о соотношении индивидуальности человека, его Я, и культуры: (1) существуют ли инварианты Я, сохраняющиеся при любых культурных детерминациях, или культурная относительность личностной идентичности тотальна; (2) в построении субъекта, насколько пассивным материалом выступает индивид по отношению к культурному знаку Я; и (3) необходимо ли постоянное и непрерывное воздействие культурных знаков для сохранения личностной идентичности? Автобиографирование одновременно является культурно-исторической, коммуникативной и экзистенциально-рефлексивной практиками. Будучи помещенным в междисциплинарное пространство исследования, текст автобиографии, как композиционно связанный нарратив, построенный характерными для культуры дискурсивными средствами и коммуникативными паттернами, дает перспективы для сравнительных исследований культурных механизмов конструирования личностной идентичности. В данной статье приводится сравнительный анализ автобиографий россиян трех возрастных групп; представителей трех поколений, рожденных в разные эпохи ХХ века; тексты были созданы в 1990-е, 2000-е и 2010-е годы в пространстве разных дискурсивных контекстов. Экзистенциально-нарративное направление в психологии сосредоточено на анализе способности человека осмыслять и конструировать время собственной жизни и свою идентичность посредством создания автобиографического текста. Нас интересует то, как в композиции автобиографического нарратива проявляются (i) внутреннее феноменологическое переживание жизненного хронотопа (легкого или трудного внешнего мира и сложного или простого внутреннего); и (ii) как культурный контекст формирования личности и речевой контекст эпохи создания текста влияют на способность человека к смысловому согласованию событий жизненного пути и собственной индивидуальности.Автобиографическое время представляет собой рассказанное время жизни. И как любое повествование, автобиография – это разворачивающаяся во времени структура, ориентированная на создание смысла. Временная перспектива личного жизненного пути человека включается в автобиографиях в контекст определенной культурно- исторической эпохи, и рассказывается типичными для культуры коммуникативными средствами, для того, чтобы в идеале осмыслить эту жизнь и самого себя как целое. Личное время сталкивается в автобиографиях с историческим не только в содержательных перипетиях сюжета, но и на уровне форм. Личная способность к переживанию времени и пространства жизни подвержена культурной детерминации, будучи опосредованной языком и тем самым подвергаясь всем эффектам социального конструирования. Исследование автобиографического времени как междисциплинарного феномена открывает новые перспективы анализа противоречивых трендов становления человека как субъекта, постигающего время своей жизни в контексте и средствами определенной культурно-исторической эпохи.
KW - Я-нарратив, темпоральность, временная перспектива, автобиографическое время, субъект, дискурс, автобиографическая память; автобиография, междисциплинарность; нарративная согласованность, стиль идентичности, нарративная идентичность, поколения, феноменолог
U2 - 10.24411/2079-1100-2018-00014
DO - 10.24411/2079-1100-2018-00014
M3 - статья
VL - 30
SP - 127
EP - 139
JO - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ
JF - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ
SN - 2079-1100
IS - 1
ER -
ID: 37462426