Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Эволюция проблемы синтеза искусств в эстетике. / Устюгова, Елена Николаевна.
в: Koinon, Том 2, № 3, 2021, стр. 30-43.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Эволюция проблемы синтеза искусств в эстетике
AU - Устюгова, Елена Николаевна
N1 - Устюгова Е. Н. Эволюция проблемы синтеза искусств в эстетике // Koinon. 2021. Т. 2. № 3. С. 30–43. DOI: 10.15 826/koinon.2021.02.3.026
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - Цель работы — анализ эволюции проблемы синтеза искусств в эстетике XIX–XX вв., выявление внутренней логики исторического развития концептов синтеза искусств в эстетической теории и художественной практике: в романтизме, символизме, раннем русском авангарде (метафизическом), в различных вариантах (жизнестроительных) европейского авангарда: дадаизме, Баухаузе, футуризме. Проводится их сравнение с современными подходами. В результате анализа делается вывод, что рассмотренные стратегии художественного синтеза объединяет принадлежность к одной культурной парадигме, согласно которой искусство хочет быть больше, чем искусство, активно вмешиваясь в жизнь человека и общества. Различия в подходах к проблеме художественного синтеза в европейской культуре XIX–XX и XXI вв. связаны с комплексом решаемых проблем. Прежде всего, с направленностью осуществления синтеза — либо на установление гармонии между художественным сознанием и бытием, либо на преобразование социальной реальности, либо на удовлетворение потребности человека в самоутверждении. Эта целенаправленность определяет и сферу осуществления художественного синтеза — в сознании, в языке, в социальной или антропологической практике. В современных разработках проблемы художественного синтеза продолжается исследование новых потенциалов вовлечения искусства в жизненную реальность, включения в художественно-эстетическую коммуникацию активного реципиента как соучастника художественного события.
AB - Цель работы — анализ эволюции проблемы синтеза искусств в эстетике XIX–XX вв., выявление внутренней логики исторического развития концептов синтеза искусств в эстетической теории и художественной практике: в романтизме, символизме, раннем русском авангарде (метафизическом), в различных вариантах (жизнестроительных) европейского авангарда: дадаизме, Баухаузе, футуризме. Проводится их сравнение с современными подходами. В результате анализа делается вывод, что рассмотренные стратегии художественного синтеза объединяет принадлежность к одной культурной парадигме, согласно которой искусство хочет быть больше, чем искусство, активно вмешиваясь в жизнь человека и общества. Различия в подходах к проблеме художественного синтеза в европейской культуре XIX–XX и XXI вв. связаны с комплексом решаемых проблем. Прежде всего, с направленностью осуществления синтеза — либо на установление гармонии между художественным сознанием и бытием, либо на преобразование социальной реальности, либо на удовлетворение потребности человека в самоутверждении. Эта целенаправленность определяет и сферу осуществления художественного синтеза — в сознании, в языке, в социальной или антропологической практике. В современных разработках проблемы художественного синтеза продолжается исследование новых потенциалов вовлечения искусства в жизненную реальность, включения в художественно-эстетическую коммуникацию активного реципиента как соучастника художественного события.
KW - синтез искусств
KW - синестезия
KW - гармония
KW - жизнестроение
KW - творчество
KW - язык
KW - эстетическая коммуникация
UR - https://journals.urfu.ru/index.php/koinon/article/view/5656
M3 - статья
VL - 2
SP - 30
EP - 43
JO - Koinon
JF - Koinon
IS - 3
ER -
ID: 89667797