Феномен оскорбительного дискурса в православных мемах. / Воронина, Мария Сергеевна; Белик, Дарья.
Медиа в современном мире. Молодые исследователи : материалы 21-й международной конференции студентов, магистрантов, аспи- рантов и соискателей (9–11 марта 2022 года) / Под ред. А. А. Малыше- ва. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2022. — 608 с.. 2022. стр. 138-140.
Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › тезисы в сборнике материалов конференции › научная › Рецензирование
@inbook{f350608ef0a84eacb87df7782bd1db0b,
title = "Феномен оскорбительного дискурса в православных мемах",
author = "Воронина, {Мария Сергеевна} and Дарья Белик",
note = "Феномен оскорбительного дискурса в православных мемах У «интернет-мема» существует множество определений, зависящих от дискурса исследования или интерпретаций. Изначально Р. Докинс охарактеризовал мем как любую единицу культурной информации. Согласно Н. Г. Марченко, интернет-мем — это «хранилище культурных кодов сетевого сообщества», а С. В. Канашина рассматривает мем в лингвистическом понимании как особый вид полимодального дискурса в интернет-коммуникации. Интернетмем предполагает множество трактовок, поэтому в данной работе мы будем подразумевать под мемами единицы интернет-коммуникации, характеризующиеся наличием текста и изображения. Интернет-мем также является мощным инструментом воздействия и пропаганды. Мемы могут выражать как общественное настроение, так и реакцию на проводимую политику. Известны случаи, когда из-за публикации мема люди привлекались к уголовной ответственности, особенно фигурировала статья 282, предметом которой являлись религиозные мемы. Самыми яркими были дела М. Мотузной и Д. Маркина, которым грозило до 5 лет тюрьмы. И хоть благодаря общественному резонансу данная статья и была частично декриминализована, вопрос об оскорбительности религиозных и в частности православных мемов остается крайне актуальным. С одной стороны, в Конституции прописывается утверждение идеологического плюрализма (статья 13) и светского государства, с другой — только в 2021 г. по статье 148 было возбуждено 13 уголовных дел. И хоть за фотографии люди получали реальные сроки, критерии и границы допустимого остаются размытыми. Вследствие этого мы задаемся эпистемологическим вопросом — какие религиозные мемы являются оскорбительными? И ставим целью классифицировать и изучить православные мемы на предмет оскорбления. Данная тема востребована не только современными эксцессами со Следственным комитетом и церковью, но и малой изученностью, а также отсутствием классификации. Нами предлагается собственная классификация, созданная на основе контент-анализа нескольких источников — пабликов ВКонтакте “Christian memes”, «христианские мемы на каждый день» и страницы «Православные шутят» со схожим количеством посещений (1,5 млрд). Был создан оригинальный способ моделирования размещения различных категорий православных мемов, а именно использование системы координат. Отрицательный предел абсциссы был обозначен как «неверие», в то время как положительный — «вера». Это обусловлено необходимостью понимать важность наличия компонента веры в исследуемых объектах. Отрицательный предел ординаты — «отрицательный вайб», положительный — «положительный вайб»; под словом «вайб» подразумевается посыл мема. Стремление к нулю может быть описано как стремление к созданию мема, который не был бы оскорбительным ни внутри православного лобби, ни извне. Также был создан график хронологического появления мемов. Были выделены три основные эпохи: традиция (картинкианекдоты, фотожабы), модерн (эдвайсы, троллфейс, хайп и т.д.), постмодерн (постирония, новый взгляд на традицию и модерн). В дискурсе религиозных мемов оказалось невозможным выявить самый первый православный мем, поэтому было решено рассматривать любой мем через призму постмодерна: согласно ему, любая картинка может быть расценена как мем при достаточной осведомленности реципиента. Хоть перцепция мема и зависит от аудитории, существует общая тенденция в восприятии контента, которая акцентирует внимание на постмодерн. В ходе исследования мы проанализировали наиболее резонансные мемы (топ-10 в каждом паблике по комментариям с 2020 г.) и выявили, что наибольшее недовольство вызывают модернистские мемы, которые «противоречат» принятым в обществе православным догмам. Проведя анализ 80 мемов, мы распределили их по предложенным координатам. Выяснилось, что «верующие положительные» мемы можно отнести к пропагандистским, «верующие отрицательные» — к богохульническим, «неверующие положительные» — к невежественным, а «неверующие отрицательные» — к уничижительным. Следовательно, любой православный мем является оскорбительным внутри православного пространства, а создание не оскорбительного мема невозможно.; 21-я международная научная конференция студентов, магистрантов и аспирантов {"}Медиа в современном мире. Молодые исследователи{"} ; Conference date: 09-03-2022 Through 11-03-2022",
year = "2022",
language = "русский",
pages = "138--140",
booktitle = "Медиа в современном мире. Молодые исследователи : материалы 21-й международной конференции студентов, магистрантов, аспи- рантов и соискателей (9–11 марта 2022 года) / Под ред. А. А. Малыше- ва. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2022. — 608 с.",
url = "http://jf.spbu.ru/studkonf/2553.html, https://jf.spbu.ru/studkonf/2553.html, https://jf.spbu.ru/studkonf/9463/9627.html, https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1646331456_8407.pdf",
}
TY - CHAP
T1 - Феномен оскорбительного дискурса в православных мемах
AU - Воронина, Мария Сергеевна
AU - Белик, Дарья
N1 - Conference code: 21
PY - 2022
Y1 - 2022
M3 - тезисы в сборнике материалов конференции
SP - 138
EP - 140
BT - Медиа в современном мире. Молодые исследователи : материалы 21-й международной конференции студентов, магистрантов, аспи- рантов и соискателей (9–11 марта 2022 года) / Под ред. А. А. Малыше- ва. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2022. — 608 с.
T2 - 21-я международная научная конференция студентов, магистрантов и аспирантов "Медиа в современном мире. Молодые исследователи"
Y2 - 9 March 2022 through 11 March 2022
ER -