Рассматриваются некоторые изменения в мире знания, способствующие формированию культурологии. Излагаются мнения западных авторов – М.Фуко, Ф.Джеймисона о размывании дисциплинарных границ, в русле чего можно трактовать появление культурологического дискурса. Приводится суждение отечественного культуролога Э.В.Соколова, поясняющее причины и необходимость конституирования новой учебной дисциплины в системе образования. Особо уделено внимание процессу формирования культурологии в Санкт-Петербургском университете, реализуемой в качестве образовательной программы по философскому направлению. Представляются основополагающие учебники и учебные материалы по культурологии, написанные профессорско-преподавательским составом Института философии. Делается вывод о продуктивности культурологии как науки, дисциплины и образовательной программы, намечаются пути ее дальнейшего развития.