Анализируются признаки концепта "социальные манипуляции". Обосновывается, что большинство из них сформулировано с методологическими ошибками (субъективизмом идентификации, принятием частного за общее или общего за уникальное). Постулируется целесообразность отказа от ориентации на признаки преднамеренности воздействий, скрытности их от адресатов, личной выгоды инициаторов, причинения вреда, искусности применения приемов, воздействия на бессознательное и проч. Предлагается новое понимание социальных манипуляций на основе концепции эвристических суждений, разработанной Д. Канеманом и А. Тверски. При этом социальные манипуляции рассматриваются как попытки информационного воздействия, выражающиеся в стимуляции других лиц к упрощенным, чрезмерно обобщенным и искаженным суждениям посредством субституции, некорректной подмены характеристик. Оценивается манипулятивный потенциал интернет-мемов. Описываются процедуры и результаты эксперимента на материале интернет-мемов, обосновывающего избыточность использования ряда признаков при идентификации социальных манипуляций.