История Петербургской психологической школы недостаточно изучена по сравнению с зарубежными и московскими научными школами. В статье представлены новые конкретные сведения об институционализации психологии в Ленинграде в послевоенный период в связи с созданием кафедры и отделения, а позже, в 1966 г., - факультета психологии в Ленинградском (ныне Санкт-Петербургском) государственном университете. Конкретизированы факты влияния исторических катаклизмов, послевоенных политических событий, идеологических кампаний на развитие психологической науки и образования: Великая Отечественная война, «борьба с космополитизмом», Объединённая сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук, посвящённая учению И.П. Павлова, изменение ситуации в стране и науке в период «оттепели» и т.д. Эти последствия выразились в резком прерывании переписки с зарубежными коллегами в 1948 г. Восстановление и расширение международных контактов произошли во второй половине 1950-х гг. Дополнены сведения о кадровом составе научной школы, выдающейся роли Б.Г. Ананьева в её целенаправленном формировании в процессе интенсивной повседневной работы на посту руководителя отделения психологии университета, декана факультета психологии, директора НИИ педагогики. Подтверждены документально факты об инициативах Б.Г. Ананьева по созданию Института комплексных социальных исследований в структуре Ленинградского университета, лаборатории дифференциальной психологии и антропологии в нём, организации комплексных исследований человека-индивидуальности. Установлена дата начала его активной работы по написанию книги «Человек как предмет познания» (1963 г.). Петербургская психологическая школа развивалась неравномерно, часто вопреки обстоятельствам. В ней сложился демократический и творческий стиль коллективной работы. Здесь сформировались профессиональные психологи, лучшие из них стали заметными деятелями отечественной науки. В статье предложена новая периодизация Петербургской психологической школы, в которой выделены бехтеревский, послебехтеревский, ананьевский и послеананьевские периоды.
Переведенное названиеNEW CHAPTERS IN THE HISTORY OF ST. PETERSBURG SCHOOL OF PSYCHOLOGY
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)101-112
ЖурналВестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки
Номер выпуска4(101)
СостояниеОпубликовано - 2020

    Области исследований

  • петербургская психологическая школа, АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, КАДРОВЫЙ СОСТАВ, НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ, ЛИДИРУЮЩАЯ РОЛЬ Б.Г. АНАНЬЕВА, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕНИНГРАДЕ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ) ПОСЛЕ ВОЙНЫ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ

ID: 72595844