Статья посвящена сравнительному анализу подходов различных гуманитарных и обществоведческих наук к определению и интерпретации понятий «функции журналистики», «функции СМИ», «функции медиадискурса», а также рассмотрению факторов их трансформации в разные исторические периоды. Применяется деятельностный подход, позволяющий соотнести понятия род деятельности, вид творчества, назначение, миссия, функции современных средств массовой информации. В данной работе мы предлагаем выделять подходы (философский, культурологический, политический, психологический, социологический и филологический), позволяющие многосторонне подойти к характеристике медиа как целостному объекту, сложному по своей структуре и функционалу, расширить понимание ролевого назначения СМИ в условиях многополярного мира и ценностного раскола. Цель исследования заключается в изучении и систематизации различных подходов к функциональной роли СМИ, а также в выявлении изменений в их функциях под воздействием социальных, политических и технологических факторов, с целью более глубокого понимания их воздействия на общественные процессы и коммуникационные практики. Объектом исследования в данном случае являются средства массовой информации (СМИ) как социальный институт и феномен массовой коммуникации. Предметом исследования выступают функции СМИ, их эволюция, интерпретация и роль в общественной жизни, а также влияние на аудиторию в контексте трансформации медиаиндустрии и информационного пространства. В данном исследовании, помимо метода сравнения, использованы структурно-функциональный, социологический, культурологический и филологический подходы. Научная новизна статьи заключается в выявлении расширенных функций СМИ в современном обществе, где традиционные роли дополняются когнитивными, адаптационными и семантическими аспектами. Исследование акцентирует внимание на изменении значимости СМИ в условиях цифровой трансформации, глобализации и информационных войн, подчеркивая их роль в формировании смыслов, общественных ценностей и управлении социальными процессами. СМИ, в свою очередь, выполняют множество функций, включая информационную, идеологическую, культуроформирующую, коммуникативную и когнитивную. Их роль варьируется в зависимости от социально-исторических условий, оказывая как положительное, так и отрицательное воздействие на общество. В условиях современных вызовов особое значение приобретает не только борьба с "фейками"и дезинформацией, но и формирование новых общественных ценностей.
Правильная ссылка на статью: Мельник Г.С., Тянь Ц., Гурушкин П.Ю., Дегтярева О.В. Функции СМИ: эволюция и интерпретация понятий // Litera. 2024. № 12. С. 12-23. DOI: 10.25136/2409-8698.2024.12.72544 EDN: TCSCZI URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=72544