Дискуссия о разграничении предметов исследования теологии и других гуманитарных наук правомерно сводится к вопросу о возможности существования «религиозной науки» о религии. Особенно плодотворным для решения этой общей задачи оказывается изучение академических исследований такого мистического и эзотерического течения в иудаизме, как каббала, причем изучение не столько современного состояния данных исследований, сколько процесса их зарождения, процесса признания их предмета в качестве «серьезного» и легитимного объекта науки, процесса формирования ключевых подходов к анализируемому объекту. Перспективность академических исследований каббалы связана с решением некоторых методологических проблем, в частности с необходимостью более строгого разграничения еврейской каббалистической традиции и так называемой христианской каббалы, которая может иметь совершенно иные историко-культурные истоки и обладать лишь внешним сходством с еврейской каббалой. Особое значение сохраняют также проблемы происхождения каббалы, рекон