Творчество Ф. М. Достоевского, несомненно, оказывает большое влияние на мировоззрение и, в частности, на языковую картину мира современных русских людей. Таким образом, интересным представляется всестороннее рассмотрение базовых концептов русской лингвокультуры в работах Ф. М. Достоевского. Целью данного исследования является выявление особенностей представления концепта «судьба» в произведениях этого великого писателя. Предметом исследования стали контексты употребления ключевого слова судьба в романах «Идиот» и «Братья Карамазовы». В работе
были проанализированы 40 примеров контекстуального использования ключевого слова данного концепта в первом и 57 примеров во втором произведении, а также его синонимов доля, жребий, удел, участь, провидение, рок, фатум. При помощи методов концептуального и контекстного анализа были выявлены понятийная, образная и ценностная составляющие данного концепта. Понятийный компонент концепта «судьба»
в произведениях Ф. М. Достоевского представлен как последовательность событий в жизни человека и после его смерти в образе души, что неразрывно связано с понятием Бога. Образный компонент концепта «судьба» в произведениях Ф. М. Достоевского выражен представлением о судьбе как
о живом существе, которое может активно совершать какие-либо действия в отношении человека, например, быть к нему благосклонным или, наоборот, жестоким. Ценностный компонент концепта «судьба» в творчестве писателя представлен в основном описанием того, что человек может сделать со своей судьбой и судьбами других людей, например, разделить их судьбу или принимать участие в судьбе других, а также в виде идеи о справедливости судьбы, связанной с идеей справедливости суда Божьего.
Большое значение в произведениях Достоевского уделяется идее приобщения одного человека к судьбе другого человека. Самым страшным наказанием для человека, как следует из анализа авторских употреблений данного концепта, считается равнодушие других к его судьбе. Вместе с тем
в произведениях Ф. М. Достоевского четко прослеживается отношение к судьбе как к предрешенности, либо как к тому, с чем можно бороться или как-то влиять на это. Различные герои показывают различные модели поведения в этом плане. Через концепт «судьба» писатель-философ выражает основные идеи своего творчества – достижение духовной гармонии через единение людей и идея личной ответственности каждого человека за свою судьбу и судьбы других людей, идея справедливости суда Божьего и несправедливости суда человеческого.
Переведенное названиеThe Conceptualization of Fate in Dostoevsky’s Works
Язык оригиналарусский
Номер статьи1-2
Страницы (с-по)187-197
Число страниц11
ЖурналStudia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae
Том67
Номер выпуска1-2
Дата раннего онлайн-доступа2023
DOI
СостояниеОпубликовано - 23 янв 2024

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

    Области исследований

  • Ф.М. Достоевский, концепт, судьба, перцепция

ID: 103463265