Несмотря на трансформацию и увеличение способов распространения информации в современном обществе, журналистика продолжает играть одну из ведущих ролей в формировании социально-культурных ценностей. Музеи, обладая собственными каналами коммуникации в онлайн-среде, продолжают взаимодействие со СМИ, так как они заинтересованы не просто в привлечении внимания потенциальных посетителей их культурных пространств, а в формировании базиса: развитии эстетического вкуса и способности воспринимать произведения искусства.
Однако, распространено мнением о том, что сегодня в СМИ происходит смещение акцента с больших аналитических публикаций на короткие новостные заметки, которые, как правило, дублируют пресс-релизы от музейных PR-служб.
Для нас важно определить возможности СМИ при выстраивании диалога между музеем и аудиторией. Для этого необходимо проследить зависимость материалов от типа издания; установить основные ракурсы освещения музейной деятельности; раскрыть жанровую специфику и периодичность выхода публикаций.
Для исследования так же, как и в предыдущем параграфе, был выбран метод контент-мониторинга и контент-анализа. В данном случае эмпирическую базу составили публикации трёх СМИ, сделанные в период с октября по ноябрь 2022 года: арт-издание “The Art Newspaper Russia”; информационно-развлекательный интернет-портал «Афиша Daily»; федеральное СМИ «КоммерсантЪ».
В качестве основных критериев мы также выбрали классическую модель коммуникации (адресант-сообщение-адресат), и анализировали публикации по следующим критериям: адресант публикации – автор (журналист/специалист в области искусства/другое); сообщение (тематика публикации и жанр); адресант (потенциальный посетитель/представитель профессионального сообщества/органы власти/другое).
“The Art Newspaper Russia” – часть информационной сети в сфере искусства, единственное в России интернациональное издание, посвященное искусству, выходит 10 раз в год объемом от 64 до 72 полос тиражом 70 000 экземпляров. Цель издания – включить русскоязычную аудиторию в мировой художественный контекст, помочь интеграции российского искусства в глобальную арт-систему .
Так как газета в целом об искусстве, у нас не возникло проблем с поиском публикаций, освещающих музейную деятельность. В течение месяца было сделано 57 таких публикаций, все они оказались релевантными для дальнейшего анализа. Периодичность выхода составила от одного до трёх материалов в день.
Основными авторами газеты являются как арт-критики, кураторы, художники, так и журналисты. Кроме того, так как газета имеет отделения по всему миру, есть и переводные тексты. В связи с этим получается, что материалы охватывают культурную, а если быть точнее, музейную жизнь не только городов России, но и всего мира. В исследуемом нами промежутке было отмечено 9 переведённых текстов, часть из которых была написана авторами из Америки и часть из Европы. Практически все публикации подписаны именем автора, кроме новостей, они публикуются от издания без персонализации.
Самыми распространёнными жанрами публикаций являются новостные и расширенные заметки, описывающие основные моменты из жизни музеев: открытие выставки, окончание реставрации, а также указывающие на проблемные моменты (например, материал от 21 октября «Исторические здания в Нидерландах оказались под угрозой разрушения из-за засухи»), и справочные статьи, рассказывающие о процессах, происходящих сегодня, сквозь призму прошлого. Активно публикуются интервью с деятелями искусства, аналитические статьи и обзоры выставок. Реже всего встречаются репортажи.
Язык изложения может показаться тяжелым для понимания у неподготовленной аудитории из-за обилия профессиональной терминологии и фамилий различных деятелей искусств, что связано с целевой аудиторией газеты. Читатели “The Art Newspaper Russia” – коллекционеры, кураторы, музейщики, арт-критики, консультанты, художники, дизайнеры, архитекторы, историки, бизнесмены, дипломаты, политики, владельцы галерей и антикварных салонов, арт-дилеры, деятели культуры .
Далее переходим к анализу публикаций «Афиши Daily» – российского издания о развлечениях и культуре. «Афиша Daily» выросла из журнала «Афиша», определяющего повестку москвичей и петербуржцев с 1999 года, а также сайта afisha.ru, помогающего жителям 188 городов России составить свои планы на жизнь вне работы .
Несмотря на то, что издание даёт советы о том, как стоит проводить своё свободное время, оно упускает из виду мероприятия, организуемые музеями, в том числе и выставки. Такой вывод нам позволяет сделать количество публикаций. За месяц на портале вышло всего 4 новости (Диаграмма 5. Жанровое разнообразие публикаций «Афиша Daily»), две из которых освещают деятельность акционистов в зарубежных странах, ещё одна новость говорит о продлении режима работы выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина. И четвёртая новость – об уходе Алины Сапрыкиной с должности директора Музея Москвы представлена в виде мультимедийного лонгрида, сделанного на примитивном уровне, но всё же привлекающего внимание.
Далее были рассмотрены публикации «Коммерсанта». Газета «КоммерсантЪ» – ежедневное общенациональное деловое издание, в котором публикуется качественная, оперативная и объективная информация о событиях в бизнесе, политике, обществе, культуре и спорте .
По ключевому слову «музей» было обнаружено 64 публикаций, из них релевантными оказалось лишь 34. Примерная периодичность выхода публикаций – один раз в день.
Все материалы выходят под авторством журналистов. Самым распространенным жанром является новостная заметка, что подчёркивает специфику издания (Диаграмма 6. Жанровое разнообразие публикаций "КоммерсантЪ"). Новости рассказывают о музейной деятельности как в городах России, так и за пределами страны. Менее распространены, но присутствуют обзоры выставок и статьи-справки. Совсем не публикуются интервью, у экспертов берут только отдельные комментарии для материалов.
Характер публикаций может варьироваться быть как серьёзным, рассказывать о финансовой стороне вопроса, кто владеет данными предметами искусства и за сколько они были куплены, как менялась ценовая политика на рынке, так и быть написаны в ироничном тоне.
Учитывая всё вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
во-первых, несмотря на то, что музейная деятельность освещается в неспециализированных изданиях достаточно часто, она не всегда может способствовать формированию культурно-эстетических ценностей;
во-вторых, информационно-развлекательные порталы, имея возможность экспериментировать с разными жанрами публикаций, ограничиваются лишь новостными заметками, в то время как деловое издание старается обращаться к обзорам выставок и статьям-справкам, содержащим информацию о произведениях искусства;
в-третьих, деловое и специализированное издание демонстрируют одинаковое жанровое разнообразие. Однако тексты специализированно издания отличаются сложным языком и обилием информации, рассчитанным на подготовленного читателя, разбирающегося в мире искусства и музеев, в то время как материалы делового издания, не уступая им по качеству, написаны более простым языком;
в-четвёртых, материалы в основном пишутся журналистами, в редких случаях (обычно в специализированных изданиях) представителями профессий, напрямую связанных с музейной деятельностью;
в-пятых, диалога в привычном понимании не складывается, так как к публикациям нельзя оставлять комментарии, и нет возможности отследить, какое влияние они оказывают на читателей: побуждают ли к действиям, влияют ли на восприятие произведений искусства, меняют ли отношение к музейной деятельности.
Выводы к главе
Подводя итоги главы «Опыт построения информационной среды музеев», можно говорить о том, что коммуникативный потенциал музеев в эпоху медиатизации заключается в возможности конвергентной подачи контента, однако музеи забывают об этом. Зачастую они дублируют контент из одной социальной сети в другую, не используя те инструменты, которые им предлагают конкретные площадки, а из-за жанрового однообразия публикаций одного музея трудно отличить от публикаций другого: у аудитории пропадает возможность сформировать образ музея до его посещения.
Получается, что музей осознаёт себя как самостоятельное медиа, но пока не понимает, как именно нужно взаимодействовать со своей аудиторией.
Однако, несмотря на трансформацию и увеличение способов распространения информации в современном обществе, к информационной среде музея важно отнести и те публикации, которые создаются журналистами в СМИ. В данном случае несмотря на то, что у музеев появились собственные каналы коммуникации в онлайн-среди, журналистика продолжила играть одну из ведущих ролей в организации диалога между музеем и его аудиторией.
Анализ журналистских материалов показал, что публикации, освещающие музейно-выставочную, деятельность не ограничиваются написанием новостных заметок, а часто используют и аналитические жанры. Кроме того, публикация подобных материалов в изданиях с разной целевой аудиторией помогает охватывать большее количество людей, чем если бы музеи ограничивались лишь использованием собственных ресурсов.
Можно говорить и о том, что внешняя коммуникация, осуществляемая через социальные сети музеев, направлена на формирование и развитие музея как бренда, в отличие от публикаций в СМИ, где чаще всего не столько важно, о каком музее идёт речь, сколько о том, какие культурные процессы с ним связаны.