Статья посвящена исследованию гендерных аспектов цифрового вигилантизма в России. Под цифровым вигилантизмом авторы, опираясь на многочисленные зарубежные исследования, понимают скоординированные действия гражданских групп в виртуальном пространстве (не исключающие переход в офлайн) в ответ на мнимые или реальные действия третьих лиц или выражение возмущения событием реального мира, зафиксированным и выложенным в сеть. Цифровой вигилантизм выступает как неформализованный институт сетевого гражданского общества, регулирующий поведение и карающий граждан за недопустимые с точки зрения вигилантов поступки или намерения. Сегодня в России популярны движения, которые были сформированы в результате взаимодействия общественных организаций, активистов-одиночек и власти, которые теперь выступают в роли вспомогательных институтов. Данное явление позволяет говорить о распространении управляемого вигилантизма. Таким образом, мы можем утверждать, что властные структуры признают невозможность разрешения отдельных конфликтных ситуаций в рамках формальных институтов, а потому легитимизируют их урегулирование посредством сетевого взаимодействия. Для исследования гендерных характеристик российских вигилантных сообществ при помощи API (application programming interface) ВКонтакте были собраны данные о подписчиках шести групп: «СтопХам», «Лев Против», «Хрюши против», «Сорок Сороков», «Антидилер», «Трезвый двор». Был сформирован датасет, состоящий из 818 927 записей, включающий основную социально-демографическую информацию о пользователях (ID, указанные пользователем имя, пол, возраст, город). Выполненная при помощи API ВКонтакте выгрузка постов и комментариев за последние два года, а также собранная база подписчиков типичных вигилантных сообществ в социальной сети ВКонтакте (2900 подписок) позволили приблизиться к пониманию мотивов пользователей, описать социальный портрет «типичного цифрового вигиланта» и определить гендерные характеристики движения. Результаты исследования подтверждают проблему сохранения гендерной асимметрии и наследования устойчивых культурных стереотипов о соотношении «женского» и «мужского» даже применительно к такой новой форме гражданского активизма в России, каким является цифровой вигилантизм.