В историографии и особенно в публицистике широко бытует мнение о том, что в 1917-1939 гг. представители еврейского этноса главенствовали во властных структурах, в том числе в Чрезвычайной комиссии. Однако новые данные, введенные в научный оборот в постсоветский период, опровергают это, хотя и говорят о большом числе граждан еврейской национальности среди российских революционеров до 1917 г., а в довоенный период — в составе чиновников. Многие полагают, что значительное присутствие евреев в органах власти в 1939-1953 гг. сошло на нет; в годы оттепели (середина 1950-х — середина 1960-х годов) дискриминация была смягчена, но в латентном виде, неформально продолжала существовать до распада СССР. Ущемление евреев в правах не имело законодательного оформления и маскировалось под противодействие сионизму, космополитизму и буржуазному национализму. Ревизия роли еврейских граждан во властных структурах опирается на многочисленные, но разрозненные и несопоставимые в статистическом смысле сведения, вследствие чего вопрос о роли и динамике участия евреев в органах власти не только в послевоенный, но и в довоенный период остается открытым. Сведения всесоюзных переписей населения об этническом составе самодеятельного населения по отраслям и профессиональным группам позволяют достаточно определенно и корректно ответить на вопрос о роли еврейских граждан в управлении СССР за все годы советской власти. Выполненный анализ приводит к выводу, согласно которому нет основания говорить о еврейском доминировании в каком-либо органе власти ни в довоенный, ни в послевоенный период. Присутствие евреев во власти и их влияние часто преувеличиваются, поскольку процент евреев в руководстве переносился на их процент во всем аппарате управления.