В статье делается попытка представить культурологию
журналистики как относительно новое направление научных исследова-
ний и самостоятельную академическую дисциплину. С науковедческой
точки зрения основанием для обособления данного направления служат
процессы формирования отраслевой культурологии, включающей в себя
ряд таких дисциплин как, например, культурологические исследования
религии, образования, политики, повседневности и, в частности, медиа-
пространства; в статье даются развернутые ссылки на взгляды и пред-
ложения теоретиков культурологии искусства. В каждом случае опреде-
ляются специфические объект, предмет, институциональный статус и
траектории развития, что непосредственно касается и теории журнали-
стики. При этом автор ставит своей целью выявить те характеристики
дисциплины, которые дают ей возможность плодотворно развиваться во
взаимодействии с реальной индустрией медиа и, что особенно важно и
актуально, системой подготовки профессионалов. Значимость данного
направления в академическом измерении возрастает, если в исследова-
тельской деятельности отражаются реальные проблемы и задачи мас-
сово-информационной практики и выявляются пути ее совершенствова-
ния, вырабатываются рекомендации в части повышения и обогащения
профессиональной квалификации сотрудников медийных организаций.
Такова принципиальная методологическая установка автора. Повышен-
ного внимания заслуживает сфера университетского образования журна-
листов, поскольку культурологические знания и навыки должны входить
в число основных компетенций выпускников и находить проявление в их
профессионально-творческой практике. В статье приводятся суждения и
педагогические подходы к решению данной задачи, которые встречают-
ся в мировой и отечественной литературе. Детально раскрывается опыт
Санкт-Петербургского государственного университета, где в течение де-
сятилетий культурология журналистики целенаправленно развивается в
форме разнообразных исследовательских и образовательных проектов.