Standard

Проблематика философии жизни в русском эмпириокритицизме. / Рыбас, Александр Евгеньевич.

в: Философия и гуманитарные науки в информационном обществе, № 3(33), 2021, стр. 93-102.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Рыбас, АЕ 2021, 'Проблематика философии жизни в русском эмпириокритицизме', Философия и гуманитарные науки в информационном обществе, № 3(33), стр. 93-102. <http://fikio.ru/?p=4789>

APA

Рыбас, А. Е. (2021). Проблематика философии жизни в русском эмпириокритицизме. Философия и гуманитарные науки в информационном обществе, (3(33)), 93-102. http://fikio.ru/?p=4789

Vancouver

Рыбас АЕ. Проблематика философии жизни в русском эмпириокритицизме. Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2021;(3(33)):93-102.

Author

Рыбас, Александр Евгеньевич. / Проблематика философии жизни в русском эмпириокритицизме. в: Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2021 ; № 3(33). стр. 93-102.

BibTeX

@article{6632b96b16684025a57847b56b28e4c5,
title = "Проблематика философии жизни в русском эмпириокритицизме",
abstract = "Состояние вопроса: Одной из особенностей русского эмпириокритицизма является введение понятия «жизнь» в качестве фундаментальной философской категории, позволяющей обос-новать наличие когнитивного доступа к реальности. На Западе и Авенариус, и Мах, а также их последователи считали такую задачу заведомо невыполнимой, полагая, что всякий разговор о безусловном непременно приведет к реставрации метафизики. В России же сторонники второго позитивизма попытались, с одной стороны, найти такое основание, а с другой, не допустить возврата к метафизике. В результате воз-никла оригинальная философская школа, сочетающая в себе черты европейской и русской традиций мысли. В исследовательской литературе «русский махизм», как правило, изучается преимущественно в контексте идейного влияния со стороны ев-ропейской философии, в то время как оригинальность ему придает специфика рус-ской философской культуры.Результаты: Показываются специфические черты «жизни», позволяющие использовать этот тер-мин в контексте позитивной философии: 1) эмпирическое происхождение содержа-ния данного понятия, обусловливающее тождество мысли и жизни; 2) акцент на конкретном, случайном без противопоставления его всеобщему и необходимому; 3) возможность преодоления метафизического дуализма и построения научной (по-зитивной) философии. Анализируется «философия жизни», представленная в статье С.А. Суворова, открывающей сборник «Очерки реалистического мировоззрения» (1905), проводятся параллели между его философией жизни и теориями «живого опыта» А.А. Богданова и эмпириосимволизма П.С. Юшкевича. Выводы: Делается вывод о том, что проблематика жизни является характерной для второго позитивизма в России в целом. Можно говорить об особой позитивной философии жизни, которая выступает общим теоретическим базисом для различных версий русского эмпириокритицизма.",
keywords = "русский позитивизм, эмпириокритицизм, научная философия, философия жизни, история русской философии",
author = "Рыбас, {Александр Евгеньевич}",
year = "2021",
language = "русский",
pages = "93--102",
journal = "Философия и гуманитарные науки в информационном обществе",
issn = "2309-6888",
publisher = "Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения",
number = "3(33)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Проблематика философии жизни в русском эмпириокритицизме

AU - Рыбас, Александр Евгеньевич

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - Состояние вопроса: Одной из особенностей русского эмпириокритицизма является введение понятия «жизнь» в качестве фундаментальной философской категории, позволяющей обос-новать наличие когнитивного доступа к реальности. На Западе и Авенариус, и Мах, а также их последователи считали такую задачу заведомо невыполнимой, полагая, что всякий разговор о безусловном непременно приведет к реставрации метафизики. В России же сторонники второго позитивизма попытались, с одной стороны, найти такое основание, а с другой, не допустить возврата к метафизике. В результате воз-никла оригинальная философская школа, сочетающая в себе черты европейской и русской традиций мысли. В исследовательской литературе «русский махизм», как правило, изучается преимущественно в контексте идейного влияния со стороны ев-ропейской философии, в то время как оригинальность ему придает специфика рус-ской философской культуры.Результаты: Показываются специфические черты «жизни», позволяющие использовать этот тер-мин в контексте позитивной философии: 1) эмпирическое происхождение содержа-ния данного понятия, обусловливающее тождество мысли и жизни; 2) акцент на конкретном, случайном без противопоставления его всеобщему и необходимому; 3) возможность преодоления метафизического дуализма и построения научной (по-зитивной) философии. Анализируется «философия жизни», представленная в статье С.А. Суворова, открывающей сборник «Очерки реалистического мировоззрения» (1905), проводятся параллели между его философией жизни и теориями «живого опыта» А.А. Богданова и эмпириосимволизма П.С. Юшкевича. Выводы: Делается вывод о том, что проблематика жизни является характерной для второго позитивизма в России в целом. Можно говорить об особой позитивной философии жизни, которая выступает общим теоретическим базисом для различных версий русского эмпириокритицизма.

AB - Состояние вопроса: Одной из особенностей русского эмпириокритицизма является введение понятия «жизнь» в качестве фундаментальной философской категории, позволяющей обос-новать наличие когнитивного доступа к реальности. На Западе и Авенариус, и Мах, а также их последователи считали такую задачу заведомо невыполнимой, полагая, что всякий разговор о безусловном непременно приведет к реставрации метафизики. В России же сторонники второго позитивизма попытались, с одной стороны, найти такое основание, а с другой, не допустить возврата к метафизике. В результате воз-никла оригинальная философская школа, сочетающая в себе черты европейской и русской традиций мысли. В исследовательской литературе «русский махизм», как правило, изучается преимущественно в контексте идейного влияния со стороны ев-ропейской философии, в то время как оригинальность ему придает специфика рус-ской философской культуры.Результаты: Показываются специфические черты «жизни», позволяющие использовать этот тер-мин в контексте позитивной философии: 1) эмпирическое происхождение содержа-ния данного понятия, обусловливающее тождество мысли и жизни; 2) акцент на конкретном, случайном без противопоставления его всеобщему и необходимому; 3) возможность преодоления метафизического дуализма и построения научной (по-зитивной) философии. Анализируется «философия жизни», представленная в статье С.А. Суворова, открывающей сборник «Очерки реалистического мировоззрения» (1905), проводятся параллели между его философией жизни и теориями «живого опыта» А.А. Богданова и эмпириосимволизма П.С. Юшкевича. Выводы: Делается вывод о том, что проблематика жизни является характерной для второго позитивизма в России в целом. Можно говорить об особой позитивной философии жизни, которая выступает общим теоретическим базисом для различных версий русского эмпириокритицизма.

KW - русский позитивизм, эмпириокритицизм, научная философия, философия жизни, история русской философии

M3 - статья

SP - 93

EP - 102

JO - Философия и гуманитарные науки в информационном обществе

JF - Философия и гуманитарные науки в информационном обществе

SN - 2309-6888

IS - 3(33)

ER -

ID: 91386497