В статье анализируются важнейшие исследования по истории Оксфордского (Трактарианского) движения, увидевшие свет в начале XXI в. За этот сравнительно короткий промежуток времени появилось значительное число крупных работ, проливающих свет на различные аспекты развития трактарианства как серьёзнейшего явления не только религиозной, но и общественной, культурной жизни викторианской эпохи. Их можно разбить на две большие группы. Во-первых, это труды, в которых рассматриваются процессы внутреннего развития Оксфордского движения. С. Скиннер сумел убедительно опровергнуть представления о его «неотмирности», реконструировав социальную программу трактарианизма. Дж. Перейро выдвинул в качестве ключа к пониманию Оксфордского движения концепцию присущего ему особого этоса. Дж. Херринг детально изучил деятельность трактарианцев на приходском уровне и подверг критике традиционное представление о ритуалиcтском движении второй половины �X �X в. как логическом продолжении Оксфордского движения. Во-вторых, в целом ряде публикаций (коллективные монографии «Оксфордское движение: Европа и остальной мир, 1830-1930», «Руководство к изучению Оксфордского движения», исследования С. Брауна и Ф. Морриса) делается попытка расширения горизонтов изучения трактарианизма, выражающаяся в изучении реакции на него в континентальной Европе и англоязычном мире, поиске типологически сходных явлений в Англии и за её пределами. В результате появления исследований, рассматриваемых в настоящей статье, оказались прояснены многие малоизученные аспекты истории трактарианизма, а тенденция представления Оксфордского движения как явления исключительно церковной истории, преобладавшая до последней четверти минувшего столетия, окончательно преодолена.