Около 11 лет И. Ниинилуото сформулировал
тему своего выступления на ХХ Всемирном фило-
софском конгрессе так: «Рационально ли быть ра-
циональным?» Примерно так же можно подойти к вопросу о том,что такое «рациональная еконструкция исто-
рии науки». При этом можно использовть «модель из книжных полок», - подобно модели А.Н.Чанышева в его работе по истории философии. Одним из первых стал употреблять термин "Рациональная реконструкция истории науки" Р.Карнап. Критическое рассмотрение такой рациональной реконструкции было дано
У.О. ван Куайном. К.Поппер говорит о необходимости уточнить, идёт ли речь о процессах, причастных к проявлению творческого вдохновения, или же о последующих проверках полученного результата. Достижения когнитивных наук позволяют нам сейчас говорить о «рационализации» более определённо. Можно показать, что концепция исторического воображения, предложенная Х.Уайтом, органически дополняется гипотезой Г.Лукача о «промежуточной сигнальной системе» и гипотезой Л.М.Веккера о механизмах непрерывног