DOI

В статье рассматривается история происхождения сикхского календаря Нанакшахи (принят в 1998 г., реформирован в 2003 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе учения и общины сикхов. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469–1539) создал общину своих учеников (шишья, сикхи), которые, следуя за ним, поклонялись единому богу в его бестелесной (ниргун) форме. Традиция живых гуру длилась до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма, каждый последующий из которых считался реинкарнацией Нанака. Наряду с панджабскими сельскохозяйственными и новогодними праздниками северной Индии (Вайшакхи [Байсакхи], Дивали) календарные даты событий сикхской истории (и прежде всего даты рождения, смерти, принятия миссии сикхских гуру) стали основными сикхскими праздниками. Существование значительной части сикхов в диаспоре еще больше усложняет этот процесс и сохраняет альтернативные версии идентичности сикхов. Стремясь придать сикхам единообразие и единомыслие, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский календарь. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов. Официально новый календарь Нанакшахи принят, но часть сикхов ему не следует. Соответственно в разное время они отмечают дни памяти сикхских гуру — гурпурб. При этом даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечают по старому североиндийскому календарю Викрам самват (Бикрами-самат).
Переведенное названиеThe Nanakshahi Calendar and Sikh Calendar Holidays
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)191-212
ЖурналЭтнография
Номер выпуска2
DOI
СостояниеОпубликовано - мая 2022

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

    Области исследований

  • Индия, сикхи календарные праздники, календарь Нанакшахи

ID: 102689657