@conference{1bce79bb04464a27a9b4a7fc0782d3c3,
title = "От гуманизма к постгуманизму: философское осмысление",
keywords = "гуманизм, ПОСТГУМАНИЗМ, человек, общество",
author = "Ковалева, {Татьяна Викторовна} and Златица Плашиенкова",
note = "Употребление термина «гуманизм» (в силу его многогранного понимания) вызывает ряд интерпретационных проблем. В рамках философской мысли это понятие имеет «долгую историю» и многие философы понимали его назначение и смысл по-разному. Обычно, трансформация значения слова «гуманизм» происходила в периоды больших социальных перемен, фундаментальных переоценок ценностей, когда общество вынуждено было задаваться вопросом – В чем должен выражаться гуманизм? Каковы требования к человеку и его человечности? Если мы обратимся к определению этимологии слова гуманизм, мы обнаружим, что оно имеет общую основу со словами: homo, humanus, humanitas (человек, человек, человечество). Слова humanus и humanitas связаны главным образом со специфическими характеристиками человека (homo), которые отличают его от других живых существ, проще говоря, это характеристика быть человеком, как эволюция, возникающая из био-исторического времени и, в то же время, выражающая нравственный идеал человека. На следующем этапе философско-исторической ретроспективы от Античности через Средневековье, от Ренессанса вплоть до Нового времени следует добавить новую характеристику гуманизма, связанную с воспитанием человека, образованием, моралью, духовностью и тонким вкусом. Философский словарь дает значение гуманности (помимо человечности и любви к человеку), как этическое понятие, которая указывает на гармоничное развитие духовной и разумной жизни человека, соотнося их с необходимостью соблюдения человеческого достоинства, свободой, правом, справедливостью, личной ответственностью, развитием образовательного и культурного уровня. Исходя их этих определений, можно дать характеристику носителю идей гуманизма, гуманисту, которого можно считать человеком, чья жизнь и жизненное отношение определяются конкретными характеристиками гуманизма, поскольку, с уверенностью можно сказать, что гуманизм не заложен изначально в людях, он формируется и концептуально развивается ими, реализуясь в повседневной жизни, как общественные отношения. Санкт-Петербургский государственный университет, 2019 г. 55 Новая концептуализация европейских представлений современного человека о гуманизме нашла свое выражение в форме, так называемого, «нового гуманизма», который сегодня вновь меняется на более новую форму, связанную, прежде всего, с резким развитием наук. Гуманитарные науки особо выделяют гуманизм, как важное социальное и культурное явление, вырабатывая подходы к формированию гуманитарного идеала, где, с одной стороны, совершенный человек сформулирован с позиции несовершенного человека, а, с другой – человек не является от природы абсолютно совершенным и законченным субъектом, поэтому ему необходимо совершенствоваться, формировать и достигать равенства с самим собой. В современном мире, где происходят большие перемены (и даже в планетарном масштабе), которые «сотрясают» многие традиционные ценности, новые измерения нашего человеческого существования и идентичности заставляют нас по-другому смотреть на, как казалось бы, устойчивое понятие «гуманизм». Деформация гуманизма становится наиболее очевидной, когда мы переходим на почву биоэтического и биофилософского дискурсов, предпочитающих иное смысловое поле понимания гуманизма. Ведь путь совершенствования себя привел к уже упомянутому осознанию человеческого несовершенства и стремлению «преодолеть» его на основе использования научных знаний в области биологии и химии, а также современных биотехнологий, здесь уже в связи с вопросом выживания человеческого вида речь идет о переходе от антропоцентрического гуманизма к постгуманизму и трансгуманизму. Мы также сосредоточимся на исследование такого парадигматического изменения, которое представляет собой сдвиг от традиционной концепции «гуманного человека» к трансгуманному человеку. На основе критической интерпретации трансгуманистического видения наша следующая цель будет состоять в том, чтобы выявить особенности трансгуманизма. ; XI Международная конференция {"}Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2019. К грядущему цифровому обществу. Опыт этического прогнозирования (100 лет со дня рождения Д.Белла – 1919-2019){"} ; Conference date: 21-11-2019 Through 23-11-2019",
year = "2019",
language = "русский",
pages = "54--55",
url = "https://iphras.ru/uplfile/ethics/Mat_2019_RT.pdf",
}
TY - CONF
T1 - От гуманизма к постгуманизму: философское осмысление
AU - Ковалева, Татьяна Викторовна
AU - Плашиенкова, Златица
N1 - Conference code: 9
PY - 2019
Y1 - 2019
KW - гуманизм
KW - ПОСТГУМАНИЗМ
KW - человек
KW - общество
M3 - тезисы
SP - 54
EP - 55
T2 - XI Международная конференция "Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2019. К грядущему цифровому обществу. Опыт этического прогнозирования (100 лет со дня рождения Д.Белла – 1919-2019)"
Y2 - 21 November 2019 through 23 November 2019
ER -