В статье анализируется современное правовое регулирование налога на загрязнение окружающей среды в Китайской Народной Республике, а также его значение в условиях реформирования экологического и природоохранного законодательства Китая. Экологическая проблема заставляет принимать масштабные меры по изменению ситуации в стране, при этом важным механизмом является совершенствование положений налогового права. В статье сформулированы выводы о превалировании регулирующей функции введенного с 2018 г. налога на загрязнение окружающей среды над его фискальной функцией. Изучение элементов налогообложения обнаруживает ряд внутренних противоречий, заложенных в Законе КНР «О налоге на загрязнение окружающей среды». Отдельное внимание уделяется последствиям изменения правового режима платы за загрязнение окружающей среды, которая прежде признавалась законодателем неналоговым публичным платежом, а не налогом. Такое изменение оценивается с позиций позитивного влияния на уровень гарантий прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений, в первую очередь налогоплательщиков, а также с позиций повышения эффективности взимания нового налога в свете применения правовых механизмов, предусмотренных нормами налогового права Китая. Автор делает вывод о действии принципа «загрязнитель платит», предусматривающего обязательность финансового обеспечения хозяйствующими субъектами мероприятий по охране окружающей среды и возмещению причиненного ей вреда, в чем проявляется сходство отечественного и китайского правового регулирования. Результаты исследования могут быть учтены при разработке изменений в действующем законодательстве Российской Федерации.