Standard

О ПУТЯХ И БЕСПУТЬЯХ ЕВРОПЕЙСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ : ПРОБЛЕМА ОЧЕВИДНОСТИ. / Артеменко, Наталья Андреевна.

в: КАНТОВСКИЙ СБОРНИК, Том 41, № 3, 2022, стр. 102-123.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{1a77414e131043ea81dd089b993c6366,
title = "О ПУТЯХ И БЕСПУТЬЯХ ЕВРОПЕЙСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМА ОЧЕВИДНОСТИ",
abstract = "Проблема рациональности сегодня — это проблема внутренней неразумности разума, провоцирующая поставить вопрос о границе между разумностью и неразумием. Активность свободного разума обнаружила настолько неразумные последствия, что вполне уместным оказывается вопрос: а не содержит ли разум в себе свое собственное отрицание, не неразумен ли он в своих основаниях, не несет ли он в себе вирус безумия? Еще гуманистическая революция Возрождения постепенно привела к замене силы всемогущей веры на веру во всемогущество силы. Именно эта общая ориентация на силу и культ силы, эта новая вера в силу обнажала себя все острее и резче в ходе европейской истории и в конце концов привела к предельным формам выражения в мировых войнах и катастрофах ХХ—XXI вв. Большинство философов ХХ в. полагали, что сегодня уже невозможно мыслить так, как в прежние времена, невозможно представить реальность как структуру, имеющую единственное основание. Современный плюралистический мир не может быть истолкован единственно возможным рационалистическим способом, который объединил бы мир на одном основании во имя окончательной истины. Кажется, философский мир ХХ в. «дрожит», так как резко флуктуируют те основания, которые еще недавно были символами незыблемости и абсолютности. На одном из таких оснований, а именно на очевидности, традиция которой ведет нас к Декарту и обратно к трем основным версиям трансцендентализма — Канта, Гуссерля и Хайдеггера, автор останавливается подробнее и в конечном итоге приходит к выводу, что видимость преодоления метафизического подхода в ХХ в. сменяется трансцендентальной и диалектической «игрой» вокруг метафизических понятий.",
keywords = "Descartes, Husserl, Kant, evidence, phenomenology, postmetaphysical thinking, rationality, reasonableness, transcendentalism, Descartes, Husserl, Kant, evidence, phenomenology, postmetaphysical thinking, rationality, reasonableness, transcendentalism",
author = "Артеменко, {Наталья Андреевна}",
year = "2022",
doi = "10.5922/0207-6918-2022-3-4",
language = "русский",
volume = "41",
pages = "102--123",
journal = "Kantian Journal",
issn = "0207-6918",
publisher = "Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - О ПУТЯХ И БЕСПУТЬЯХ ЕВРОПЕЙСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

T2 - ПРОБЛЕМА ОЧЕВИДНОСТИ

AU - Артеменко, Наталья Андреевна

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Проблема рациональности сегодня — это проблема внутренней неразумности разума, провоцирующая поставить вопрос о границе между разумностью и неразумием. Активность свободного разума обнаружила настолько неразумные последствия, что вполне уместным оказывается вопрос: а не содержит ли разум в себе свое собственное отрицание, не неразумен ли он в своих основаниях, не несет ли он в себе вирус безумия? Еще гуманистическая революция Возрождения постепенно привела к замене силы всемогущей веры на веру во всемогущество силы. Именно эта общая ориентация на силу и культ силы, эта новая вера в силу обнажала себя все острее и резче в ходе европейской истории и в конце концов привела к предельным формам выражения в мировых войнах и катастрофах ХХ—XXI вв. Большинство философов ХХ в. полагали, что сегодня уже невозможно мыслить так, как в прежние времена, невозможно представить реальность как структуру, имеющую единственное основание. Современный плюралистический мир не может быть истолкован единственно возможным рационалистическим способом, который объединил бы мир на одном основании во имя окончательной истины. Кажется, философский мир ХХ в. «дрожит», так как резко флуктуируют те основания, которые еще недавно были символами незыблемости и абсолютности. На одном из таких оснований, а именно на очевидности, традиция которой ведет нас к Декарту и обратно к трем основным версиям трансцендентализма — Канта, Гуссерля и Хайдеггера, автор останавливается подробнее и в конечном итоге приходит к выводу, что видимость преодоления метафизического подхода в ХХ в. сменяется трансцендентальной и диалектической «игрой» вокруг метафизических понятий.

AB - Проблема рациональности сегодня — это проблема внутренней неразумности разума, провоцирующая поставить вопрос о границе между разумностью и неразумием. Активность свободного разума обнаружила настолько неразумные последствия, что вполне уместным оказывается вопрос: а не содержит ли разум в себе свое собственное отрицание, не неразумен ли он в своих основаниях, не несет ли он в себе вирус безумия? Еще гуманистическая революция Возрождения постепенно привела к замене силы всемогущей веры на веру во всемогущество силы. Именно эта общая ориентация на силу и культ силы, эта новая вера в силу обнажала себя все острее и резче в ходе европейской истории и в конце концов привела к предельным формам выражения в мировых войнах и катастрофах ХХ—XXI вв. Большинство философов ХХ в. полагали, что сегодня уже невозможно мыслить так, как в прежние времена, невозможно представить реальность как структуру, имеющую единственное основание. Современный плюралистический мир не может быть истолкован единственно возможным рационалистическим способом, который объединил бы мир на одном основании во имя окончательной истины. Кажется, философский мир ХХ в. «дрожит», так как резко флуктуируют те основания, которые еще недавно были символами незыблемости и абсолютности. На одном из таких оснований, а именно на очевидности, традиция которой ведет нас к Декарту и обратно к трем основным версиям трансцендентализма — Канта, Гуссерля и Хайдеггера, автор останавливается подробнее и в конечном итоге приходит к выводу, что видимость преодоления метафизического подхода в ХХ в. сменяется трансцендентальной и диалектической «игрой» вокруг метафизических понятий.

KW - Descartes

KW - Husserl

KW - Kant

KW - evidence

KW - phenomenology

KW - postmetaphysical thinking

KW - rationality

KW - reasonableness

KW - transcendentalism

KW - Descartes

KW - Husserl

KW - Kant

KW - evidence

KW - phenomenology

KW - postmetaphysical thinking

KW - rationality

KW - reasonableness

KW - transcendentalism

UR - https://journals.kantiana.ru/kant_collection/current/37603/

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85141347775&partnerID=8YFLogxK

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/82c90737-b0b7-3249-8f6f-3456cd478ea3/

U2 - 10.5922/0207-6918-2022-3-4

DO - 10.5922/0207-6918-2022-3-4

M3 - статья

VL - 41

SP - 102

EP - 123

JO - Kantian Journal

JF - Kantian Journal

SN - 0207-6918

IS - 3

ER -

ID: 101024233