DOI

Статья посвящена теоретическому осмыслению содержания понятия «самоизменение» в психологической науке. Осуществлен обзор эмпирических исследований проблемы произвольных личностных изменений (самоизменений), в ходе которого показано, что традиционно проблема самоизменений изучалась в рамках клинических и прикладных областей психологии, как правило, в контексте борьбы с разного рода зависимостями, личностными изменениями в ходе психотерапии. Выявлено, что в настоящее время проблема самоизменений личности из области клинических исследований распространилась на сферы психологии личности, психологии развития и социальной психологии, где все большую силу набирает представление о том, что личностные изменения являются не столько результатом конкретных жизненных событий или изменений социальных ролей, сколько происходят благодаря активности самой личности. Проведен анализ дефиниций понятий «саморазвитие», «саморегуляция», «самодетерминация» «инициатива личностного роста» (Personal Growth Initiative), рассмотрено соотношение представленных категорий с понятием «самоизменение». Показано, что статус понятия «самоизменение» сегодня не определен, тесно связан с пониманием других самопроцессов, но не тождествен им. В заключительной части статьи авторами проанализированы и описаны основные методические подходы к исследованию самоизменений. Отмечается, что подходы к изучению самоизменений личности широко варьируют от анализа специализированных для каждой проблемы опросников и самоотчетов в клинических областях психологии до анализа глубинных интервью и нарративов в феноменологических исследованиях. Представлены подходы, связанные с изучением целей личностных изменений (Н. Хадсон, Б. Робертс), стремления личности к изменениям (Д. А. Леонтьев, Д. В. Сапронов), самоизменений как части процесса саморазвития (М. А. Щукина) и личностного роста (К. Робитчек).

Переведенное названиеSelf-change: psychological status and measurement possibilities
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)331-345
Журнал ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Том9
Номер выпуска4
DOI
СостояниеОпубликовано - 2019

    Области исследований

  • РАЗВИТИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ, САМОРАЗВИТИЕ, САМОИЗМЕНЕНИЕ, САМОПРОЦЕССЫ, САМОРЕГУЛЯЦИЯ, САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ, личность

ID: 50480990