Настоящее издание – первая попытка собрать воедино хронологически, год за годом, воспоминания создателей спектаклей, эскизы декораций и костюмов, фотографии сцен из балетов, репетиций, афиш, а также статьи, фрагменты книг, отзывы и рецензии о каждой новой постановке за более чем сорок лет творческой деятельности Бориса Эйфмана.
Этот период хотелось охватить наиболее полно, создать некую «повесть временных лет», хронику сменяющихся времен, поколений. Получилась необычная книга, жанр которой трудно определить. С одной стороны – это документ, представляющий более или менее подробную информацию о премьерах и отклик на них в печати. С другой – это отзвук живых голосов, воспоминаний современников и участников этих спектаклей, начиная от самого первого состава коллектива, тогда еще не театра, а «Ансамбля» и до настоящего Санкт-Петербургского Государственного Академического Театра балета и Академии танца Бориса Эйфмана. Объединяются эти части вступительными статьями Т.А. Боборыкиной, где дается общий обзор развития театра Эйфмана – «события и размышления» с высоты пройденных лет. Ретроспективный взгляд на репертуар театра дает возможность увидеть нечто большее, чем отдельные произведения. Открывается их внутренняя взаимосвязь, глубинная общность тем и мотивов, которые проходя ряд метаморфоз, меняли свой пластический образ, отражающий время и внутренний мир их создателя.
Богатый иллюстративный материал, аналитические исследования постановок, тексты обзорных статей и рецензий, дополняются прямой речью исполнителей, художников и других, связанных с театром людей. Их рассказы о процессе подготовки того или иного спектакля пульсируют эмоциями и страстями, придавая летописи полифонию звучания. Здесь читаются судьбы людей, слышатся «исповеди» тех, кто проходил и проходит с Эйфманом его долгий путь в искусстве.
Книга знакомит не только с готовыми постановками и откликом на них профессиональной критики. Мы вдруг открываем для себя еще один мир, где есть свои невидимые драмы, любовь, расставания, травмы физические и травмы душевные. За пределами спектакля разворачиваются параллельные спектакли, комедии или трагедии, которые никогда не видит зритель, которые не описаны в прессе. Это голоса из прошлого и голоса совсем молодые, размышления о работе над ролью, о задачах и сверхзадачах спектакля, о тяжелом труде, о творческих открытиях, о чем-то порой очень горьком или забавном, о репетициях и тех бесценных – как озарения – замечаниях, которые в процессе создания балета делает Мастер. Наплывающие, иногда сбивчивые воспоминания, раскрывают индивидуальности, характеры тех, кого поклонники привыкли видеть только в сценических образах. Эти разделы книги эксклюзивны. Сочетание разных форматов – изобразительного, документального и живого слова – создает в целом сложную по составу, трехмерную картину. Театр, у которого до сих пор нет своей постоянной Сцены, как будто обретает ее в «ином пространстве» – на страницах этой книги.
Повествование движется во времени, мы слышим, как сменяются эпохи – по тональностям статей, по их стилю. Визуальный ряд книги также со всей очевидностью отражает смену эпох. Достаточно взглянуть на программки первых лет и на афиши и буклеты нашего времени, чтобы заметить, как театр буквально перешел из одного столетия в другое. Но и те, что теперь выглядят такими невыразительными, скучновато однообразными – свидетельства своих десятилетий, их неотъемлемые приметы, и хотя бы, поэтому интересны.
Некоторые ранние статьи могут показаться современному читателю слишком описательными, фиксирующими чуть ли не каждое движение танцовщиков, но они ценны тем, что отражают впечатления зрителей, критиков, которые впервые увидели какой-то новый балет в нашей стране, и потрясение от этой встречи им хотелось подробно записать. Кроме того, отдельные постановки не сохранились ни в каких других записях – фильмов, или даже фотографий. И такое, быть может слишком скрупулезное словесное описание балета, становится зарисовкой, помогающей восстановить в памяти или реконструировать те улетевшие навсегда мгновения, которые существовали только на сцене.
Двигаясь во времени, летопись свершает не столько линейное, сколько спиральное движение – от настоящего в прошлое, в котором уже неизбежно присутствует настоящее, и одновременно – устремляется в будущее. У нее есть начало – конкретная дата, копия приказа от 24.08.1977 года о создании «Ленинградского нового балета», есть другой документ – о присвоении театру звания «Академического», и один из поздних – об открытии Академии танца. Но у этой Летописи нет финала. Закрывая последнюю главу мы, на самом деле, открываем следующие, еще ненаписанные страницы творческой жизни Театра балета Бориса Эйфмана.
Книга «Магический театр танца» обращена к самому широкому кругу читателей – от учащихся балетных академий, гуманитарных вузов и их преподавателей – до тех, кто сам вовлечен в творческий процесс и просто любителей балета, литературы и искусства.