Концептуальной основой постановки и обсуждения столь широкого круга проблем выступает социальная семиотика, позволяющая систематически представить процессы порождения и трансляции знания, социализации личности, динамику соотношения социального и личностного опыта в научном и художественном творчестве и в образовании. Эта дисциплина исследует комплексные социально-культурные, нормативно-ценностные системы, определяющие поведение людей в определенных обстоятельствах. В отличие от традиционной семиотики, зачастую не выходящей за рамки структуралистского описания языковых структур и кодов, она изучает сложные взаимоотношения знаковых и символических систем в социальной практике, с учетом факторов, мотивирующих действия людей и коллективов в сложной и динамически изменяющейся культурно-исторической среде. В рамках данного направления традиционно работают вместе психологи, социологи, антропологи, историки, философы, лингвисты, теоретики литературы, политологи и представители других отраслей знания, поскольку социальные системы обладают сложными внутренними свойствами, которые не могут быть адекватно описаны с изолированных дисциплинарных позиций. В поле изучения социальной семиотики включены такие актуальные феномены, как символическая политика и публичная коммуникация, гуманитарные контексты цифровизации, экранная культура, семиотический маркетинг. И проблема смысла и смыслообразования позволяет не только задать широкий горизонт анализу этих явлений, но и сфокусировать их рассмотрение.