В статье реконструируется ряд установок и предпосылок как создания, так и восприятия музыки, которые являются предметом когнитивно- антропологического анализа музыки. Другой теоретический мотив - необходимость различия музыкальной антропологии и антропологии музыки. Такое предложение способствует решению ряда задач: определению теоретических полей музыкальной антропологии и антропологии музыки, раскрытию роли музыки в традиционном обществе и обществе современном. Для объяснения специфики мелоса по сравнению с логосом используется понятие музыкального действия. Оно способствует пониманию влияния музыки на настроение человека. Именно эта проблема становится главной в медиа мейстриме, где популярная музыка используется как способ производства настроений и переживаний. Музыка начинает быть в сетевом обществе особо ценным товаром, который производится не столько с целью приобщения к ценностям высокой культуры, сколько для управления поведением людей на рынке музыкальной продукции. Помимо коммерциализации музыка становится эффективной политтехнологией, обеспечивающей консенсус избирателей. В этой связи возникает культурологическая проблема, каким образом высокое искусство вообще и музыка в частности может сохранить свое традиционное предназначение - способствовать очеловечиванию человека.