В статье предпринята попытка ответа на вопрос, какую роль в развитии иудейских
богословских представлений играл текст § 170 «Письма Аристея», содержащий учение о жерт-
воприношениях. Данное сочинение представляет собой грекоязычный псевдэпиграф, написан-
ный, по мнению исследователей, в II в. до Р. Х. в Египте неким иудеем, получившим эллини-
стическое образование. В нем рассказывается об обстоятельствах перевода на греческий язык
текста Пятикнижия 72 толковниками при дворе египетского монарха Птолемея II Филадельфа.
В статье показывается, что в § 170 «Письма Аристея», который якобы передает учение перво-
священника Елеазара, была предпринята, насколько это известно, первая в иудейской истории
попытка дать философское обоснование практики жертвоприношения. В научной литерату-
ре, посвященной как «Письму Аристея», так и истории древнеиудейского ритуала, этот факт
не нашел своего отражения. В статье показывается, что автор «Письма Аристея» принимает
постулат о том, что нравственность и состояние души важнее соблюдения обрядов жертвопри-
ношения, который был обоснован в пророческой древнеизраильской литературе, но использует
его не для критики, а для апологии института жертвоприношения. По его мнению, институт
имеет своей целью преподать этическое наставление всем вовлеченным в ритуальный процесс.
Жертва играет роль символа, «знака», посредством которого дается этическое наставление.