У большинства млекопитающих зрительный и ольфакторный анализатор являются ведущими в процессе коммуникации между особями. Дельфин является идеальной моделью для изучения когнитивных функций, т.к. ольфакторный орган редуцирован, а зрительный канал при отсутствии освещения не работает. У китообразных пространство вокруг животного “освещается” с помощью гидроакустических сигналов, которые принадлежат самой особи. В этой экологической нише акустический канал связи у китообразных стал более предпочтительным для выживания социума. Для демонстрации коммуникации в условиях лабораторного эксперимента подразумевается, что акт коммуникации наилучшим образом будет проявляться при альтруистическом поведении и пищевом вознаграждении. Статистика поведенческих актов в условиях информационного дефицита действительно показала, что ответная реакция испытуемого животного зависит от особи, которая более информирована. Однако сигналы коммуникации в этих опытах не были выделены. Использование технологии основанной на провокации коммуникационного взаимодействия позволяет проводить эксперимент без пищевого подкрепления. Исходной моделью такого прямого коммуникационного эксперимента служит методика исследования формирования установки обучения, при этом стимулом коммуникационного поведения является нереализованное действие с нарастающей эмоциональной нагрузкой, на пике которой происходит неизбежное вербальное акустическое взаимодействие. Статистика в этих опытах не нужна, т.к. в момент вербального контакта дельфины поворачиваются друг к другу и все сигналы хорошо идентифицируются. Однако из-за пространственной зависимости спектрально-временных параметров сигналов дельфина, расшифровка сигналов коммуникации затруднена. Для исследований когнитивных функций дельфина создан стенд на основе подводного компьютерного монитора, веб-камеры, гидроакустического синтезатора сигналов дельфина, системы непрерывного акустического мониторинга и программного обеспечения. С помощью стенда организуются каналы связи между экспериментатором и испытуемым дельфином, а также между дельфинами. Непрерывный мониторинг потока сигналов используется для управления изображением на экране. В процессе организации информационных потоков стимулируются необходимые поведенческие акты на основе самообучения или подражательного рефлекса. При таком обучении необходимость в пищевом вознаграждении полностью отпадает. Экспериментально показано формирование целенаправленного внимания, взаимодействие с изображением на экране с помощью обратной связи. Выделены потоки вербального взаимодействия с изображением на экране, которые хорошо расшифровываются.