Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Православный позитивизм А. А. Ухтомского. / Рыбас, Александр Евгеньевич.
в: Философия и гуманитарные науки в информационном обществе, Том 24, № 2, 2019, стр. 138–152.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Православный позитивизм А. А. Ухтомского
AU - Рыбас, Александр Евгеньевич
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - Одним из наиболее влиятельных направлений философской мысли в России второй половины XIX – первой четверти ХХ века был позитивизм, представленный вначале идеями О. Конта, Дж. Ст. Милля, Г. Спенсера, Э. Литтре и затем Э. Маха и Р. Авенариуса. Знакомясь с этими идеями и популяризируя их, русские философы, однако, не становились эпигонами позитивизма, а, наоборот, пытались развивать собственные концепции, что зачастую приводило их к резкой критике основоположников позитивной философии. В ходе дискуссий сформировался феномен русского позитивизма, во многом существенно отличавшегося от своего прототипа. Кроме того, идеи позитивизма проникли в сферы художественного творчества, естествознания, искусства и даже религии. На фоне всеобщего увлечения идеалами научности формируются и философские взгляды А. А. Ухтомского, выдающегося физиолога, создателя учения о доминанте. В своих работах, посвященных преимущественно вопросам изучения высшей нервной деятельности, но далеко выходящих за их пределы, он попытался синтезировать идеи эмпириокритицизма, естествознания, патристики и русской религиозной философии. В статье анализируется возможность такого синтеза и делается вывод о том, что философскую позицию А. А. Ухтомского следует обозначить термином «православный позитивизм».
AB - Одним из наиболее влиятельных направлений философской мысли в России второй половины XIX – первой четверти ХХ века был позитивизм, представленный вначале идеями О. Конта, Дж. Ст. Милля, Г. Спенсера, Э. Литтре и затем Э. Маха и Р. Авенариуса. Знакомясь с этими идеями и популяризируя их, русские философы, однако, не становились эпигонами позитивизма, а, наоборот, пытались развивать собственные концепции, что зачастую приводило их к резкой критике основоположников позитивной философии. В ходе дискуссий сформировался феномен русского позитивизма, во многом существенно отличавшегося от своего прототипа. Кроме того, идеи позитивизма проникли в сферы художественного творчества, естествознания, искусства и даже религии. На фоне всеобщего увлечения идеалами научности формируются и философские взгляды А. А. Ухтомского, выдающегося физиолога, создателя учения о доминанте. В своих работах, посвященных преимущественно вопросам изучения высшей нервной деятельности, но далеко выходящих за их пределы, он попытался синтезировать идеи эмпириокритицизма, естествознания, патристики и русской религиозной философии. В статье анализируется возможность такого синтеза и делается вывод о том, что философскую позицию А. А. Ухтомского следует обозначить термином «православный позитивизм».
M3 - статья
VL - 24
SP - 138
EP - 152
JO - Философия и гуманитарные науки в информационном обществе
JF - Философия и гуманитарные науки в информационном обществе
SN - 2309-6888
IS - 2
ER -
ID: 48640024