Статья посвящена этическим проблемам современной философии и культуры. Начало современности описывается как травматический опыт разрыва с традиционными метафизическими основами жизни. Новая интеллектуальная, психологическая и культурная ситуация со времен Ницше получила наименование «нигилизма». Нигилизм и история модерна взаимосвязаны на глубинном уровне. Европейский нигилизм - это утрата действенности божественных и трансцендентных оснований истин, моральных законов и социальных институтов. Задачей современной философии стал поиск ответа на вызов травмы распада значений, ставшей следствием открытия радикальной конечности человека, который не может больше искать опоры в трансцендентном. Наиболее характерным для современности ответом на этот вызов стала позиция «активного нигилизма», связанная с идеей автономии этического субъекта. На основе сопоставления различных концепций современной философии делается вывод о возможности этики и философии субъекта иного типа: без возвращения к метафизической трансценденции и без нигилистической автономии самоутверждающегося субъекта. Такая этика может быть основана на гетерономном травматическом требовании, которое определяет этического субъекта.
Переведенное названиеETHICS AND THE TRAUMATIC EXPERIENCE OF NIHILISM
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)152-161
ЖурналSTUDIA CULTURAE
Номер выпуска40
СостояниеОпубликовано - 2019

    Области исследований

  • этика, нигилизм, травма, СОВРЕМЕННОСТЬ, СУБЪЕКТ, АВТОНОМИЯ, А. БАДЬЮ, Э. Левинас

ID: 52387137