Современная ситуация в русской философии рассматривается сквозь призму истории осмысления проблематики надежды. Посредством выделения и противопоставления двух типов мышления – перспективного и ретроспективного – раскрывается специфика и стимул философского творчества. Утверждается, что в истории русской философии указанные стратегии философского мышления изначально играли определяющую роль, по-разному фокусируя внимание на надежде и предлагая различные формы разумной жизни. В статье предпринимается попытка выявить «истоки» надежды в русской мысли, которые трактуются как фундаментальные условия осмысленного отношения к миру, социуму и самому себе. Основные «истоки» надежды формируются в России в период со во втор. пол. XVIII в. до перв. четв. ХХ в. и по сей день сохраняют свою актуальность. Это уверенность в том, что 1) философия сделает человека свободным, а его разум – совершенным, благодаря чему будут активно развиваться науки и искусства, а общество станет справедливым, 2) философия сможет обеспечить человеку бессмертие – бесконечную радость жизни, которая подкрепляется выводами разума, 3) Россия – это «замысел» Божий, разгадав который, можно узнать сокровенные тайны мироздания, 4) возможна самобытно-русская философия или же просто философии в России. По мере вовлечения надежды в круг философского размышления возникает разочарование, которое сначала стимулирует антиметафизический пафос русской мысли с целью представить ничто в качестве основания для новой надежды, а затем культивирует пессимистический эстетизм. Выходом из этой ситуации может стать развитие интеркультурной философии, опирающейся на выработанные в русской традиции идеи полилогизма и безусловное признание права Другого на инаковость.