Статья посвящена классической и вместе с тем до сих пор актуальной проблеме взаимодействия поколений, которая с ускорением социальных перемен становится все более сложной и трудноразрешимой. Аспект ускорения в данном случае имеет принципиальное значение для понимания отличия существующих конфликтов поколений от прежних. В целях прояснения данного момента методологическим ключом исследования становится понятие дискурса, философски осмысленное в эпистемологической концепции М. Фуко. Согласно французскому мыслителю, одним из важнейших факторов в формировании любого дискурса является фактор исключения. Принимая за основу подобную дискурсивную специфику, анализ был нацелен на то, чтобы показать, как скорость, помноженная на исключения, сопровождающие любые дискурсивные изменения, порождает тенденцию к инфантилизации и атомизации жизни в системе общественного целого. Абсолютизация атомизированной жизни может обернуться разрушением человеческого в человеке и смертью социального организма. Предложенные дескриптивные описания поколений в рамках сокращающегося времени существования социокультурного дискурса, задающего определенную поколенческую страту, позволяют проследить динамику современных социальных изменений. Последние отражаются на структурной устойчивости выработанных временем моделей поколенческой преемственности, в итоге, подрывая исторически поддерживаемое органичное единство связей между поколениями. Тем самым на примере возрастных когорт, существующих в условиях скоротечной трансформации ценностных принципов обустройства жизни, иллюстрируется перспектива постепенной потери единства языка, интересов, устремлений, ожиданий и целеполаганий, что в целом может лишить возможности достижения межличностной общности действий.
С учетом подобного положения дел, касающегося европейской культуры в целом, в исследовании предлагается применение данного подхода при осмыслении процессов, происходящих в современной России. В обозначенном тематическом контексте внимание концентрируется на описании трех поколений, нарастающая дезинтеграция между которыми вызывает определенные опасения относительно будущего российского общества. За основу анализа берется полемическая концепция У. Штрауса и Н. Хоува¸ в которой фигурируют три типа поколений – X, Y и Z. В статье предлагается ряд характеристик этих поколений в ракурсе российских культурно-исторических реалий с обозначением оптимистических надежд на согласование отношений между ними, несмотря на кажущиеся неразрешимыми противоречия