В статье рассматриваются основные классические и постклассические концепции правопонимания. Автор на основе критического анализа показывает достоинства и слабые места указанных концепций и предлагает свой подход к определению права. Базовым в понимании права должно быть положение о том, что право является следствием индивидуальной человеческой деятельности и средством социального общения, подобно языку и иным знаковым системам. Такое понимание права восходит к древности и сводится к трактовке человека как личности, способной к пониманию и взаимодействию. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью ставит в центр правовой реальности не законодательную или иную норму, а человека и его взаимоотношения с другими людьми. В основе образования права лежит притязание человека на определенное жизненное благо и признание другими этого притязания правомерным, т. е. не ущемляющим интересов других и общества в целом (только в последнем случае появляется потребность в норме как официальном критерии правомерности). Признание притязания правомерным является конститутивным моментом, принципом правопонимания. Притязание индивида после своего признания получает правообразующую силу и тем самым становится правовым, т. е. субъективным правом.