Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
КУЛЬТУРА В ОПТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. / Тхагапсоев , Хажисмель Гисович; Астафьева , Ольга Николаевна; Докучаев, Илья Игоревич; Леонов, Иван Владимирович.
в: ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ, № 1, 2023, стр. 14-25.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - КУЛЬТУРА В ОПТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
AU - Тхагапсоев , Хажисмель Гисович
AU - Астафьева , Ольга Николаевна
AU - Докучаев, Илья Игоревич
AU - Леонов, Иван Владимирович
N1 - Докучаев, И. И. Культура в оптике современной науки / О. Н. Астафьева, И. И. Докучаев, А. В. Леонов, Х. Г. Тхагапсоев // Вопросы культурологии. – 2023. – № 1. – С. 14 – 25.
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Статья посвящена презентации идей информационно-семиотической теории культуры и очерку концептуально-методологических предпосылок и контекстных условий ее появления. Ключевая идея теории в том, что культура являет собой форму бытия человека, выражение особенностей и граней его существования. А самая уникальная особенность человека и его бытия заключается в умении создавать и использовать в нарастающих объемах и с нарастающей скоростью разнообразные формы и виды информации — в способности к эффективному информационному творчеству, что должно учитываться, находить отражение в теории культуры. Подчеркивается, что появление информационно-семиотической теории культуры является также следствием развивающихся процессов переориентации социально-гуманитарного познания на идеи и принципы информационного подхода, что особенно актуально для культурологической науки, сопряженной практически со всем спектром наук о человеке. Идеи презентуемой теории расширяют представления не только о сущности, но также о механизмах развития и функционирования культуры, а на основе ее идей разработаны и предложены: новые принципы и критерии типологизации культуры, новая трактовка категории «культурная форма» и вытекающая из нее (трактовки) типология культурных форм, что создает предпосылки к выходу теоретико-методологического арсенала культурологии на качественно новый уровень. Данная теория обеспечивает также сочетание в методологии культурологической науки синергетического подхода в познании культуры с информационным подходом, в том числе и за счет оснащения аналитическими категориями междисциплинарного плана — фрейм, иерархия, неустойчивость, нелинейность, параметр порядка, референция, эмердженция. И как самая главная особенность презентуемой теории отмечаются объединение и синтез в ее рамках существующих теоретико-методологических концепций и подходов в культурологии (системной, деятельностной, синергетической), поскольку культура в этой теории трактуется как форма бытия человека, базирующаяся не только на деятельности как таковой, но и на информационной деятельности и информационных процессах, в особенности для которых характерны сложная многоуровневая системность, неустойчивость, нелинейность, спонтанность, системно-синергетические закономерности, выводя, таким образом, процесс познания культуры на постклассический парадигмальный уровень.
AB - Статья посвящена презентации идей информационно-семиотической теории культуры и очерку концептуально-методологических предпосылок и контекстных условий ее появления. Ключевая идея теории в том, что культура являет собой форму бытия человека, выражение особенностей и граней его существования. А самая уникальная особенность человека и его бытия заключается в умении создавать и использовать в нарастающих объемах и с нарастающей скоростью разнообразные формы и виды информации — в способности к эффективному информационному творчеству, что должно учитываться, находить отражение в теории культуры. Подчеркивается, что появление информационно-семиотической теории культуры является также следствием развивающихся процессов переориентации социально-гуманитарного познания на идеи и принципы информационного подхода, что особенно актуально для культурологической науки, сопряженной практически со всем спектром наук о человеке. Идеи презентуемой теории расширяют представления не только о сущности, но также о механизмах развития и функционирования культуры, а на основе ее идей разработаны и предложены: новые принципы и критерии типологизации культуры, новая трактовка категории «культурная форма» и вытекающая из нее (трактовки) типология культурных форм, что создает предпосылки к выходу теоретико-методологического арсенала культурологии на качественно новый уровень. Данная теория обеспечивает также сочетание в методологии культурологической науки синергетического подхода в познании культуры с информационным подходом, в том числе и за счет оснащения аналитическими категориями междисциплинарного плана — фрейм, иерархия, неустойчивость, нелинейность, параметр порядка, референция, эмердженция. И как самая главная особенность презентуемой теории отмечаются объединение и синтез в ее рамках существующих теоретико-методологических концепций и подходов в культурологии (системной, деятельностной, синергетической), поскольку культура в этой теории трактуется как форма бытия человека, базирующаяся не только на деятельности как таковой, но и на информационной деятельности и информационных процессах, в особенности для которых характерны сложная многоуровневая системность, неустойчивость, нелинейность, спонтанность, системно-синергетические закономерности, выводя, таким образом, процесс познания культуры на постклассический парадигмальный уровень.
KW - культура
KW - информация
KW - социальная информация
KW - знаково-символическая информация
KW - музыка как форма информации
KW - информационно-семиотическая теория
KW - фрейм
KW - иерархия
KW - референция
KW - эмердженция
UR - https://panor.ru/articles/kultura-v-optike-sovremennoy-nauki/90368.html#
M3 - статья
SP - 14
EP - 25
JO - ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
JF - ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
SN - 2073-9702
IS - 1
ER -
ID: 107390248