Standard

КУЛЬТУРА В ОПТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. / Тхагапсоев , Хажисмель Гисович; Астафьева , Ольга Николаевна; Докучаев, Илья Игоревич; Леонов, Иван Владимирович.

в: ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ, № 1, 2023, стр. 14-25.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Тхагапсоев , ХГ, Астафьева , ОН, Докучаев, ИИ & Леонов, ИВ 2023, 'КУЛЬТУРА В ОПТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ', ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ, № 1, стр. 14-25.

APA

Тхагапсоев , Х. Г., Астафьева , О. Н., Докучаев, И. И., & Леонов, И. В. (2023). КУЛЬТУРА В ОПТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ, (1), 14-25.

Vancouver

Тхагапсоев ХГ, Астафьева ОН, Докучаев ИИ, Леонов ИВ. КУЛЬТУРА В ОПТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ. 2023;(1):14-25.

Author

Тхагапсоев , Хажисмель Гисович ; Астафьева , Ольга Николаевна ; Докучаев, Илья Игоревич ; Леонов, Иван Владимирович. / КУЛЬТУРА В ОПТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. в: ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ. 2023 ; № 1. стр. 14-25.

BibTeX

@article{09095c56707441bbae9cc349d97037d3,
title = "КУЛЬТУРА В ОПТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ",
abstract = "Статья посвящена презентации идей информационно-семиотической теории культуры и очерку концептуально-методологических предпосылок и контекстных условий ее появления. Ключевая идея теории в том, что культура являет собой форму бытия человека, выражение особенностей и граней его существования. А самая уникальная особенность человека и его бытия заключается в умении создавать и использовать в нарастающих объемах и с нарастающей скоростью разнообразные формы и виды информации — в способности к эффективному информационному творчеству, что должно учитываться, находить отражение в теории культуры. Подчеркивается, что появление информационно-семиотической теории культуры является также следствием развивающихся процессов переориентации социально-гуманитарного познания на идеи и принципы информационного подхода, что особенно актуально для культурологической науки, сопряженной практически со всем спектром наук о человеке. Идеи презентуемой теории расширяют представления не только о сущности, но также о механизмах развития и функционирования культуры, а на основе ее идей разработаны и предложены: новые принципы и критерии типологизации культуры, новая трактовка категории «культурная форма» и вытекающая из нее (трактовки) типология культурных форм, что создает предпосылки к выходу теоретико-методологического арсенала культурологии на качественно новый уровень. Данная теория обеспечивает также сочетание в методологии культурологической науки синергетического подхода в познании культуры с информационным подходом, в том числе и за счет оснащения аналитическими категориями междисциплинарного плана — фрейм, иерархия, неустойчивость, нелинейность, параметр порядка, референция, эмердженция. И как самая главная особенность презентуемой теории отмечаются объединение и синтез в ее рамках существующих теоретико-методологических концепций и подходов в культурологии (системной, деятельностной, синергетической), поскольку культура в этой теории трактуется как форма бытия человека, базирующаяся не только на деятельности как таковой, но и на информационной деятельности и информационных процессах, в особенности для которых характерны сложная многоуровневая системность, неустойчивость, нелинейность, спонтанность, системно-синергетические закономерности, выводя, таким образом, процесс познания культуры на постклассический парадигмальный уровень.",
keywords = "культура, информация, социальная информация, знаково-символическая информация, музыка как форма информации, информационно-семиотическая теория, фрейм, иерархия, референция, эмердженция",
author = "Тхагапсоев, {Хажисмель Гисович} and Астафьева, {Ольга Николаевна} and Докучаев, {Илья Игоревич} and Леонов, {Иван Владимирович}",
note = "Докучаев, И. И. Культура в оптике современной науки / О. Н. Астафьева, И. И. Докучаев, А. В. Леонов, Х. Г. Тхагапсоев // Вопросы культурологии. – 2023. – № 1. – С. 14 – 25.",
year = "2023",
language = "русский",
pages = "14--25",
journal = "ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ",
issn = "2073-9702",
publisher = "Панорама",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - КУЛЬТУРА В ОПТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

AU - Тхагапсоев , Хажисмель Гисович

AU - Астафьева , Ольга Николаевна

AU - Докучаев, Илья Игоревич

AU - Леонов, Иван Владимирович

N1 - Докучаев, И. И. Культура в оптике современной науки / О. Н. Астафьева, И. И. Докучаев, А. В. Леонов, Х. Г. Тхагапсоев // Вопросы культурологии. – 2023. – № 1. – С. 14 – 25.

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Статья посвящена презентации идей информационно-семиотической теории культуры и очерку концептуально-методологических предпосылок и контекстных условий ее появления. Ключевая идея теории в том, что культура являет собой форму бытия человека, выражение особенностей и граней его существования. А самая уникальная особенность человека и его бытия заключается в умении создавать и использовать в нарастающих объемах и с нарастающей скоростью разнообразные формы и виды информации — в способности к эффективному информационному творчеству, что должно учитываться, находить отражение в теории культуры. Подчеркивается, что появление информационно-семиотической теории культуры является также следствием развивающихся процессов переориентации социально-гуманитарного познания на идеи и принципы информационного подхода, что особенно актуально для культурологической науки, сопряженной практически со всем спектром наук о человеке. Идеи презентуемой теории расширяют представления не только о сущности, но также о механизмах развития и функционирования культуры, а на основе ее идей разработаны и предложены: новые принципы и критерии типологизации культуры, новая трактовка категории «культурная форма» и вытекающая из нее (трактовки) типология культурных форм, что создает предпосылки к выходу теоретико-методологического арсенала культурологии на качественно новый уровень. Данная теория обеспечивает также сочетание в методологии культурологической науки синергетического подхода в познании культуры с информационным подходом, в том числе и за счет оснащения аналитическими категориями междисциплинарного плана — фрейм, иерархия, неустойчивость, нелинейность, параметр порядка, референция, эмердженция. И как самая главная особенность презентуемой теории отмечаются объединение и синтез в ее рамках существующих теоретико-методологических концепций и подходов в культурологии (системной, деятельностной, синергетической), поскольку культура в этой теории трактуется как форма бытия человека, базирующаяся не только на деятельности как таковой, но и на информационной деятельности и информационных процессах, в особенности для которых характерны сложная многоуровневая системность, неустойчивость, нелинейность, спонтанность, системно-синергетические закономерности, выводя, таким образом, процесс познания культуры на постклассический парадигмальный уровень.

AB - Статья посвящена презентации идей информационно-семиотической теории культуры и очерку концептуально-методологических предпосылок и контекстных условий ее появления. Ключевая идея теории в том, что культура являет собой форму бытия человека, выражение особенностей и граней его существования. А самая уникальная особенность человека и его бытия заключается в умении создавать и использовать в нарастающих объемах и с нарастающей скоростью разнообразные формы и виды информации — в способности к эффективному информационному творчеству, что должно учитываться, находить отражение в теории культуры. Подчеркивается, что появление информационно-семиотической теории культуры является также следствием развивающихся процессов переориентации социально-гуманитарного познания на идеи и принципы информационного подхода, что особенно актуально для культурологической науки, сопряженной практически со всем спектром наук о человеке. Идеи презентуемой теории расширяют представления не только о сущности, но также о механизмах развития и функционирования культуры, а на основе ее идей разработаны и предложены: новые принципы и критерии типологизации культуры, новая трактовка категории «культурная форма» и вытекающая из нее (трактовки) типология культурных форм, что создает предпосылки к выходу теоретико-методологического арсенала культурологии на качественно новый уровень. Данная теория обеспечивает также сочетание в методологии культурологической науки синергетического подхода в познании культуры с информационным подходом, в том числе и за счет оснащения аналитическими категориями междисциплинарного плана — фрейм, иерархия, неустойчивость, нелинейность, параметр порядка, референция, эмердженция. И как самая главная особенность презентуемой теории отмечаются объединение и синтез в ее рамках существующих теоретико-методологических концепций и подходов в культурологии (системной, деятельностной, синергетической), поскольку культура в этой теории трактуется как форма бытия человека, базирующаяся не только на деятельности как таковой, но и на информационной деятельности и информационных процессах, в особенности для которых характерны сложная многоуровневая системность, неустойчивость, нелинейность, спонтанность, системно-синергетические закономерности, выводя, таким образом, процесс познания культуры на постклассический парадигмальный уровень.

KW - культура

KW - информация

KW - социальная информация

KW - знаково-символическая информация

KW - музыка как форма информации

KW - информационно-семиотическая теория

KW - фрейм

KW - иерархия

KW - референция

KW - эмердженция

UR - https://panor.ru/articles/kultura-v-optike-sovremennoy-nauki/90368.html#

M3 - статья

SP - 14

EP - 25

JO - ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

JF - ВОПРОСЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

SN - 2073-9702

IS - 1

ER -

ID: 107390248