В статье рассматривается проблематика трансгрессивного опыта в эстетике и
эстетике кинематографа в частности. Трансгрессивный опыт в контексте эстетики на примере перформативных практик прошлого века, режима «бесформенного» в объектах искусства, а также специфических стратегий осуществления эстетического опыта, связанных с материально-телесным измерением, оказывается признаком того, что экстатическая практика включена в процесс эстетического опыта, как коммуникативного акта, намеренно преодолевающего границы традиционного для искусства режима репрезентации. Разрушение изначально заданной роли воображаемого, ситуация саспенса, появляющаяся при дезориентации образов в кино, а также отсутствие предполагаемого совпадения означающего с означаемым подготавливает «обман» горизонта ожидания. Применение к кинематографическому опыту определение «трансгрессивного»,
таким образом, подразумевает оценку его возможностей, как аналитических
расчетов реакций зрителей, представляющих собой стирание границ и различий между актуальным и виртуальным, перекодирование самой эстетической установки при просмотре. Методы репрезентации насилия, его перемещение из реального в символический контекст предполагают, во-первых, что способы достоверного транслирования эпизодов на экране направлены на создание в прямом смысле «документа», во-вторых — способны предложить альтернативу для подхода к эстетической установке при просмотре, техник зрительской идентификации, которые задействованы в каждом виде изобразительного искусства, но наиболее характеры для кинематографа. Так, «трансгрессивный» кинематографический опыт
скорее представляет из себя конфигурацию динамики виртуального и реального, данная трансгрессия процессуальна, поскольку, как только она будет зарегистрирована в опыте, внимание зрителя уже изменит свои координаты. Говоря иначе, рассинхронизация актуального и виртуального представления имеет возможность привести к исключению одного из них.