Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике материалов конференции › учебная › Рецензирование
Конъюнктив в иностранной аудитории. / Иванов, Сергей Юрьевич.
Русский язык как иностранный и методика его преподавания. Выпуск 26: Материалы секций XLIII Международной филологической конференции 11-16 марта 2014, Санкт-Петербург. ред. / Елена Иннокентьевна Зиновьева; Нина Александровна Любимова; Леонид Викторович Московкин; Татьяна Игоревна Попова; Кира Анатольевна Рогова; Василий Васильевич Химик; Максим Сергеевич Шишков. Том 26 Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2015. стр. 15-19.Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике материалов конференции › учебная › Рецензирование
}
TY - GEN
T1 - Конъюнктив в иностранной аудитории
AU - Иванов, Сергей Юрьевич
PY - 2015
Y1 - 2015
N2 - Грамматическая характеристика глагольных форм типа Я хочу, чтобы ты ответила; Дали бы сейчас горячую воду!; Прийти бы ему пораньше в пособиях по русскому для иностранцев далека от ясности в отличие от других модальных форм русского глагола. Следствием этой неясности является то, что из всех предикативных форм хуже всего иностранцы усваивают условное наклонение. Возможны две причины данной ситуации. Во-первых, маркировка условного наклонения смещена из морфологической сферы в синтаксическую. Во-вторых, условное наклонение располагает скудными собственными показателями. Единственным претендентом на роль такого показателя выступает частица бы, однако ее грамматический статус неустойчив. При союзе чтобы она считается частью союза, а не глагольной формы. Проблематика условного наклонения оказывается расщепленной между союзами и глаголами.Формальная специфика условного наклонения не ослабляет его положения как граммемы объективной модальности. Именно благодаря тесной связи с синтаксисом и разнообразным модальным оттенкам, выражаемым данным наклонением, оно имеет важное значение в преподавании русского как иностранного. В порядке грамматической реабилитации условного наклонения для РКИ предлагаются следующие шаги. Во-первых, для обозначения данного наклонения ввести единый термин конъюнктив, удобный своим международным характером и приспособленностью к терминологическому ряду: инфинитив — индикатив — императив — конъюнктив. Во-вторых, признать конъюнктив единым наклонением, противопоставленным индикативу, императиву и инфинитиву (неважно, является ли последний наклонением) и ввести соответствующую тему в пособия по русскому языку. В-третьих, разработать типологию конъюнктива, включающую: а) по форме, конъюнктив претеритального и инфинитивного типа: пришел бы vs. прийти бы; б) по употреблению, конъюнктив в главном и придаточном предложении. Утвердив тему конъюнктива как грамматическую, обеспечить переход к освоению его периферийных форм типа Воды бы сейчас!
AB - Грамматическая характеристика глагольных форм типа Я хочу, чтобы ты ответила; Дали бы сейчас горячую воду!; Прийти бы ему пораньше в пособиях по русскому для иностранцев далека от ясности в отличие от других модальных форм русского глагола. Следствием этой неясности является то, что из всех предикативных форм хуже всего иностранцы усваивают условное наклонение. Возможны две причины данной ситуации. Во-первых, маркировка условного наклонения смещена из морфологической сферы в синтаксическую. Во-вторых, условное наклонение располагает скудными собственными показателями. Единственным претендентом на роль такого показателя выступает частица бы, однако ее грамматический статус неустойчив. При союзе чтобы она считается частью союза, а не глагольной формы. Проблематика условного наклонения оказывается расщепленной между союзами и глаголами.Формальная специфика условного наклонения не ослабляет его положения как граммемы объективной модальности. Именно благодаря тесной связи с синтаксисом и разнообразным модальным оттенкам, выражаемым данным наклонением, оно имеет важное значение в преподавании русского как иностранного. В порядке грамматической реабилитации условного наклонения для РКИ предлагаются следующие шаги. Во-первых, для обозначения данного наклонения ввести единый термин конъюнктив, удобный своим международным характером и приспособленностью к терминологическому ряду: инфинитив — индикатив — императив — конъюнктив. Во-вторых, признать конъюнктив единым наклонением, противопоставленным индикативу, императиву и инфинитиву (неважно, является ли последний наклонением) и ввести соответствующую тему в пособия по русскому языку. В-третьих, разработать типологию конъюнктива, включающую: а) по форме, конъюнктив претеритального и инфинитивного типа: пришел бы vs. прийти бы; б) по употреблению, конъюнктив в главном и придаточном предложении. Утвердив тему конъюнктива как грамматическую, обеспечить переход к освоению его периферийных форм типа Воды бы сейчас!
KW - наклонение
KW - конъюнктив
KW - сослагательное наклонение
KW - условное наклонение
KW - наклонение
KW - конъюнктив
KW - условное наклонение
KW - сослагательное наклонение
M3 - статья в сборнике материалов конференции
SN - 978-5-8465-1462-1
VL - 26
SP - 15
EP - 19
BT - Русский язык как иностранный и методика его преподавания. Выпуск 26
A2 - Зиновьева, Елена Иннокентьевна
A2 - Любимова, Нина Александровна
A2 - Московкин, Леонид Викторович
A2 - Попова, Татьяна Игоревна
A2 - Рогова, Кира Анатольевна
A2 - Химик, Василий Васильевич
A2 - Шишков, Максим Сергеевич
PB - Издательство Санкт-Петербургского университета
CY - Санкт-Петербург
ER -
ID: 4777681