Предметом исследования является системотворчество как процесс, обусловленный идентичностью личности. Цель данной работы состоит в разработке коммуникативной модели, позволяющей анализировать системотворчество личности как субъекта, концентрирующего ценности, в соответствии с которыми он осуществляет в социальном пространстве собственные действия и оценивает действия других. Концентрация ценностей происходит в соответствии с личными иерархиями идентичностей. Применение принципа «отнесения к ценностям» к процессу человеческого системотворчества позволяет определить способы, которым оно осуществляется. К данным способам относятся: «система как ценность», «Я как ценность», «ценностный релятивизм». Применение метода типологического моделирования позволяет оформить коммуникативную модель как по критерию субъекта, так и по направлению коммуникативного действия. Горизонтальные коммуникации происходят между субъектами в рамках одного и того же способа, при этом действия акторов взаимно осмыслены. Вертикальные коммуникации в предлагаемой модели осуществляются между носителями разных видов способов системотворчества. Для достижения понимания в вертикальных коммуникациях требуется дополнительное усилие по определению способа системотворчества другой стороны взаимодействия. Способность к подобному усилию характеризует сторону коммуникации как совместимую или несовместимую. Модель может найти применение в практической коммуникативистике, а также использоваться для системного анализа различного вида коммуникаций: межличностных, деловых, межкультурных, политических и т. д. Использование коммуникативной модели социального системотворчества демонстрируется в статье на примере феномена «гражданское общество».