Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Биология, среда и культура : от коммуникации животных к человеческому языку и познанию. / Черниговская, Татьяна Владимировна.
в: Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология, Том 36, № 1, 03.2020, стр. 157-170.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Биология, среда и культура
T2 - от коммуникации животных к человеческому языку и познанию
AU - Черниговская, Татьяна Владимировна
N1 - Funding Information: * The study was funded by RFBR according to the research project No. 18-00-0646 (18-00-00640). Publisher Copyright: © Санкт-Петербургский государственный университет, 2020 Copyright: Copyright 2020 Elsevier B.V., All rights reserved.
PY - 2020/3
Y1 - 2020/3
N2 - Противоречия в интерпретации данных различных наук, занимающихся антропогенезом и происхождением языка, невозможно преодолеть без комплексного междисциплинарного подхода. Важной задачей такой конвергенции является обеспечение комплементарности теоретических взглядов на проблему, что может быть достигнуто только при наличии общего языка ее описания. Человеческий язык — видоспецифичная способность мозга, дающая возможность не только выстраивать сложные коммуникационные сигналы, но и обеспечивать мышление. Язык характеризуется системой базисных универсальных правил, обусловленных, по всей видимости, свойствами самого мозга, с иерархически организованными уровнями — лексикон, грамматика (морфология, синтаксис, семантика и фонология) и прагматика. Многозначность — свойство любого сложного информационного потока, независимо от модальностей восприятия — особенно ярко проявляется в языке. Именно благодаря произвольности и многозначности человеческий язык является не только средством коммуникации, но и важным инструментом познания. Механизмы, обеспечивающие язык и другие высшие функции, рассматриваются в рамках то локализиционистской, то холистической моделей. Парадигмы продолжают сосуществовать или чередоваться, и основные дискуссии происходят между сторонниками идеи модульной языковой способности человека, базирующейся на лежащей в основе всех языков врожденной универсальной грамматике, и приверженцами коннекционистской модели, согласно которой основой развития языка является обучение нейронной сети, что сближает взгляд на язык с подходами к изучению иных видов коммуникаций. Эволюция привела к обретению мозгом способности к вычислению, использованию рекурсивных правил и ментальных репрезентаций, создав основу для мышления и языка в человеческом смысле. Мы сталкиваемся с оппозицией школ, сводимой к схеме детерминизм/врожденность языка против модели научения на основе частотностей, прогноза и предсказуемости. Статья разбирает свойства когнитивных процессов, характерных для человека, и их возможные предпосылки на примере других биологических видов.
AB - Противоречия в интерпретации данных различных наук, занимающихся антропогенезом и происхождением языка, невозможно преодолеть без комплексного междисциплинарного подхода. Важной задачей такой конвергенции является обеспечение комплементарности теоретических взглядов на проблему, что может быть достигнуто только при наличии общего языка ее описания. Человеческий язык — видоспецифичная способность мозга, дающая возможность не только выстраивать сложные коммуникационные сигналы, но и обеспечивать мышление. Язык характеризуется системой базисных универсальных правил, обусловленных, по всей видимости, свойствами самого мозга, с иерархически организованными уровнями — лексикон, грамматика (морфология, синтаксис, семантика и фонология) и прагматика. Многозначность — свойство любого сложного информационного потока, независимо от модальностей восприятия — особенно ярко проявляется в языке. Именно благодаря произвольности и многозначности человеческий язык является не только средством коммуникации, но и важным инструментом познания. Механизмы, обеспечивающие язык и другие высшие функции, рассматриваются в рамках то локализиционистской, то холистической моделей. Парадигмы продолжают сосуществовать или чередоваться, и основные дискуссии происходят между сторонниками идеи модульной языковой способности человека, базирующейся на лежащей в основе всех языков врожденной универсальной грамматике, и приверженцами коннекционистской модели, согласно которой основой развития языка является обучение нейронной сети, что сближает взгляд на язык с подходами к изучению иных видов коммуникаций. Эволюция привела к обретению мозгом способности к вычислению, использованию рекурсивных правил и ментальных репрезентаций, создав основу для мышления и языка в человеческом смысле. Мы сталкиваемся с оппозицией школ, сводимой к схеме детерминизм/врожденность языка против модели научения на основе частотностей, прогноза и предсказуемости. Статья разбирает свойства когнитивных процессов, характерных для человека, и их возможные предпосылки на примере других биологических видов.
KW - Communication systems in animals
KW - Evolution of language and mind
KW - Human origin and evolution
KW - Information processing under ambiguity
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85091467171&partnerID=8YFLogxK
UR - https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/7549/5594
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42906886
U2 - 10.21638/SPBU17.2020.113
DO - 10.21638/SPBU17.2020.113
M3 - статья
AN - SCOPUS:85091467171
VL - 36
SP - 157
EP - 170
JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология
JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология
SN - 2542-2278
IS - 1
ER -
ID: 60495793