Профессиональные историки психологии не часто изучают биографии как таковые, предпочитая
ограничиваться вводным биографическим очерком, и больше сосредоточиваются на анализе
научных произведений, доминирующих теорий и методологий в определенный исторический
период. История идей представляется более важной, чем история человека науки. Однако
полностью абстрагироваться от субъекта научного познания неправильно. От человека зависит
судьба идей, их развитие и внедрение в общественное сознание и практику. В гуманитарных
науках человеческое измерение научного познания особенно отчетливо выражено. Здесь научные
теории, конкретные исследования столь личностны, что сближают науку с искусством.
Биографические исследования жизни и деятельности, таланта и характера ученого имеют свое
законное место в науковедении, а также в историко-психологической науке. Эти исследования
стремятся стать психобиографическими, обращаются к психологии субъекта научного познания.
Предметом нашего исследования являлась творческая индивидуальность и жизненный путь
лидера Петербургской научной школы советского периода Б.Г. Ананьева. Его деятельность
зависела от конкретных социально-исторических ситуаций, запросов общества и государства, но
тем не менее была осуществлена вопреки историческим препятствиям. Жизнь и научная
деятельность ученого были внутренне мотивированы. Биография показала значимость возраста
ученого как фактора творчества и социального, гражданского поведения. С этой точки зрения
можно увидеть такие качества личности, как энергия старта в юности, увлеченность и изменение
отношения к времени жизни в связи с возрастными и индивидуальными особенностями. В конце
жизни Б.Г. Ананьев вопреки физическим недугам ускорял темп деятельности, стремясь успеть
достичь заветных целей в научном познании. Во многом это ему удалось. Со временем масштаб
его вклада в психологию становится все явнее. Перспективность идей и исследований ученого
подтверждается и в XXI в.