Проблема наказания находится на стыке различных областей знаний. Этика, политика, социология, право, педагогика пытаются разобраться в его сущности и определить его место в системе регулирования поведением человека.
Наказание как мера, обладающая значительным влиянием на поведение человека,
может преследовать три общественно-важные цели, а именно возмездие за нарушение
порядка (как более высокого, «мирового», так и конкретного социального) [1, c.155;
4, c.329], исправление (излечение) преступника [4, c.330; 5, c.109] и предупреждение
последующих преступлений [5, c.213]. Как показывает практика и как отмечают многие мыслители наказание призвано выполнять не одну, а сразу несколько задач.
Если брать за отправную точку теорию естественного права, то санкция (наказание), как часть правовой нормы, и следовательно, как часть правовой системы в целом, должна соответствовать определенному высшему принципу. И эта санкция будет
справедлива лишь в том, случае, если она будет соотносятся с этим принципом, каким
бы образом он не определялся. К примеру, Джон Финнис австралийский философ и
правовед в своей работе «Естественное право и естественные права» в качестве высшего принципа определяет разумное распределение преимуществ и невыгод [4, c.328]. И наказание должно способствовать этому распределению.
С недавнего времени начали появляться теории, которое скептически относятся к
той роли, которую выполняет наказание в сфере регулирования поведением людей.
Об этом пишет Энрико Ферри в своей работе «Уголовная социология» [5, c.352-445],
а также упоминает Ю.В. Голик в «Философии уголовного права: Современная постановка проблемы» [3, c.28-31]. Некоторые исследователи утверждали, что быть хорошим гражданином, исполнять установленные законы и при необходимости их улучшать, есть моральная обя- занность каждого живущего в том или ином государстве. Однако, как показывает
тысячелетняя практика страх наказания является одним из важнейших мотивов совершения или не совершения того или иного действия. Так, каким образом должна быть устроена правовая система, и общество в целом, чтобы основной побудительной
причиной любого поведения человека было не страх того, что его накажут, а твердая
убежденность в необходимости исполнения справедливых законов? Как нам кажется, при дальнейшей разработке поставленной проблемы нам необ- ходимо сосредоточится на рассуждении о тех средствах, которые могут поспособствовать избавлению от такого зла, как наказание, или, по крайней мере, уменьшению
его проявления в обществе.