В статье анализируется связь между отдельными компонентами предпринимательской ориентации — инновационностью, проактивностью и готовностью к риску — и результатами деятельности российских малых и средних предприятий.
Уточнена роль предпринимательской ориентации в достижении фирмой лучших показателей в условиях развивающегося рынка с учетом факторов внешней среды. Выводы подкреплены данными опроса руководителей российских малых и средних компаний разных секторов, обработанными с применением метода моделирования структурными уравнениями. По итогам обследования более чем сотни российских фирм были установлены различия в наборе составляющих предпринимательской ориентации по сравнению с развитыми государствами. Для развивающихся стран, включая Россию, характерна двухмерная структура предпринимательской ориентации, в которой инновационное и проактивное поведение воспринимается как один компонент, а готовность к риску — другой.
Установлено, что в российских условиях положительная связь между инновационностью/проак