Настоящий доклад посвящен выставке, прошедшей в ЦВЗ «Манеж», ставшей не только «флагманом» VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, но и настощим культурным событием в жизни Петербурга, что, несомненно, связано не только с оригинальной кураторской задумкой Семена Михайловского объединить в одной выставке работы двух признанных мастеров советской живописи и блестящим ее воплощением дизайнера Антона Горланова, но прежде всего с возрождением интереса публики, причем не только российской, к соцреализму. Успеху выставки немало поспособствовали и дополнительные мероприятия: виртуальный тур по выставке, встречи и вечерние лекции, посвященные культуре 1930-х – 50-х гг. и рассказывающие о культурном наследии советского времени.
Выставка «Дейнека/Самохвалов» получила освещение не только в российской прессе (особого внимания заслуживает статья Надежды Плунгян «Соцреалистическая ничья»), но и в некоторых ведущих зарубежных изданиях, в частности в газете The New York Times и майском номере журнала The New York Review of Books. Важным видится необходимость по-новому взглянуть на работы двух основных представителей соцреализма в живописи. Любопытно наблюдение Софи Пинкам, которая сравнивает реакцию американских критиков 1930-х гг. на работы Александра Дейнеки с восприятием его полотен современным зрителем: несмотря на пропагандистский толк многих его картин, сегодня они воспринимаются прежде всего как иллюстрации жизни «нового» советского человека. Автор одной из статей выставочного каталога Кристина Кэр рассматривает ряд работ Дейнеки сквозь призму феминизма, сравнивая в этом ключе его работы разных лет. По мнению Пинкам, выставка «Дейнека/Самохвалов», наряду с другими проектами, посвященными советский культуре (в частности проекту Варвары Борцовой Soviet Visuals), - необходимый “антидот против устойчивых клише времен Холодного занавеса о том, что СССР – это один большой ГУЛАГ”.
Интересным представляется не только провести сопоставление оценок выставки российскими и зарубежными искусствоведами, но и проанализировать реакцию на столь значимое культурное событие посетителей, которой они делились в социальных сетях.
Язык оригиналарусский
Страницы147
СостояниеОпубликовано - 2021
СобытиеV Российский культурологический конгресс с международным участием "Культурное наследие - от прошлого к будущему" - онлайн, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Продолжительность: 8 ноя 202110 ноя 2021

конференция

конференцияV Российский культурологический конгресс с международным участием "Культурное наследие - от прошлого к будущему"
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
ГородСанкт-Петербург
Период8/11/2110/11/21

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

    Области исследований

  • соцреализм, искусствоведческий дискурс, ЦВЗ Манеж, Дейнека, Самохвалов, оценка

ID: 89336604