В России нерусские народы были представлены в структурах власти задолго до революций 1905 и 1917 гг., но ниже свое доли в населении, что позволяет говорить о существовании в империи де-факто этнической дискриминации. В советское время в СССР фактическое этнополитическое неравенство народов было постепенно преодолено, участие нерусских в структурах власти постоянно росло, а, соответственно, русских снижалось. Увеличение доли нерусских в управлении произошло почти исключительно за счет повышения их этнического статуса. К 1990 г. в целом по СССР русские имели весьма незначительное большинство во всех структурах власти, кроме законодательной, что примерно соответствовало их более высокой доле в населении страны (в 1989 г. процент русских составлял 50,8%). В союзных республиках дело обстояло по-разному. В РСФСР все народы, русские и нерусские, участвовали вуправлении государством пропорционально своей численности и в полном соответствии с демократической нормой. В Белоруссии, Молдавии и Узбекистане титульные этносы были непредставленными, а русские сверхпредставленными. В Азербайджане, Армении, Грузии, Казахстане и Эстонии репрезентативность русских была ниже демократической нормы, в девяти республиках – выше, но несмотря на это, ни в одной союзной республике они не имели большинства. Подобная ситуация сложилась в результате национальной политики Центра, направленной на коренизацию управленческих кадров, ускоренную модернизацию союзных республик и на выравнивание уровней их развития. Ключевые слова: дезинтеграция Советского Союза, национальная политика, коренизация, этническая структура государственного аппарата, этническая дискриминация, вытеснение русских из органов власти.