«Изобразительный поворот» в гуманитарных науках, начавшийся в 1990-е гг., связан как с техническими новшествами, так и с возрождением древнейшей традиции, выраженной, например, в палеолитическом изобразительном искусстве. Слово и образ являют собой разные средства выражения и коммуникации, далеко не всегда адекватно конвертируемые; текст об изображении сродни пересказу музыки в словах. Теория об исходной визуальности человеческой культуры дополняется гипотезой о ключевой роли изображения в становлении и развитии науки о народах. Российское народоведение сложилось как «почвенная» наука в XVIII в.; одним из ее начал была картография, изображающая народы в пространстве, другим - рисунки костюмов и прочих деталей самобытности, третьим - этнографические предметы, собранные в Кунсткамере. Первый этнографический труд Иоганна Георги вырос из рисунков костюмов, выполненных в экспедициях и/или с экспонатов Кунсткамеры, и исходное народоведение было по существу визуальной этнографией. К визуальной антропологии/этнографи