Имя британского историка Джонатана Кларка в России известно только специалистам по английской историиXVIII-XIX вв. Между тем его труды породили бурную дискуссию и привели к частичному пересмотру некоторых устоявшихся представлений. По мнению Кларка, в Англии «долгого XVIIIвека», длившегося с конца XVII в. до 1832 г., существовал «старый порядок», основанный на сохранявшейся сильной монархии, культурной гегемонии землевладельческой элиты и доминировании Англиканской церкви. Для его характеристики Кларк использует термин «конфессиональное государство». Главными оппонентами «конфессионального государства» Кларку представляются радикальные протестанты-диссентеры, противостояние которых «старому порядку» базировалось на теологических основаниях. Кларк был подвергнут жесткой критике за замену экономического редукционизма, против которого он решительно выступал, редукционизмом теологическим (Дж. Иннес, Р. Дэвис). Подчеркивалось, что оппозиционность диссентеров можно объяснить отнюдь не только теологическими причинам