В статье осуществлена попытка реактуализации использовавшегося в исто- риографии XIX в. понятия «реформаторы до Реформации» путем установ- ления точек его пересечения с понятием «евангельская ересь». Автор счи- тает признание Священного Писания окончательным авторитетом в делах веры, понятой как сокровенное средоточие души, источником реформатор- ской тенденции в целом и мысли Дж. Виклифа в частности. В статье выяв- ляется специфика подхода Дж. Виклифа к экзегезе и переводу Св. Писания, анализируются его логико-метафизические основания и демонстрируется, каким образом гипостазирование общих имен (универсалий) приводит евангельского доктора к несесситарионизму - учению о необходимости бытия как абсолютной истины, ограничивающему Божественное всемогу- щество. Это позволяет объяснить своеобразие случая Виклифа как идеоло- га движения лоллардов и предтечи Реформации XVI в. исключительной прочностью интеллектуального традиционализма и стремлением не столь- ко к обновлению, сколько к очищению христианского вероучения
Переведенное названиеTHE REFORMERS BEFORE THE REFORMATION: THE CASE OF JOHN WYCLIFFE
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)196-208
ЖурналХристианское чтение
Номер выпуска3
СостояниеОпубликовано - 2017

    Области исследований

  • РЕФОРМАТОРЫ ДО РЕФОРМАЦИИ, ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЕРЕСИ, БИБЛЕЙСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА, БУКВАЛЬНЫЙ СМЫСЛ ПИСАНИЯ, ДЖ. ВИКЛИФ, РЕАЛИЗМ, НЕСЕССИТАРИОНИЗМ

ID: 36882034