Если «революция осевой эпохи связана с возникновением, концептуализацией и институционализацией понятий о коренном конфликте между порядком трансцендентным и порядками от мира сего» (Эйзенштадт Ш.Н.), то в лице харизматического лидера Кумранской общины, фигурирующего в источниках под обозначением Учитель праведности, мы встречаемся с последним — правда, гетеродоксальным — иудейским пророком «осевого времени», который, в отличие от своих ортодоксальных предшественников, не только осознал коренной конфликт между трансцендентными и мирскими порядками и декларировал его, но и попытался вместе со своими адептами «практически» преодолеть его (cм., например: Tantlevskij, I.R. (2004) Melchizedek Redivivus in Qumran? Some Peculiarities of Messianic Ideas and Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls. (The Qumran Chronicle, vol. 12, No. 1. Special issue) Kraków; Mogilany: The Enigma Press). Так что то или иное пророчество в кумранских рукописях и отдельных псевдоэпиграфах, обнаруженных в Кумране (но не обязательно созданных там), привносило совершенно новую специфику в содержание кумранского концепта профетизма и его эволюцию, отражая все нюансы современной той эпохе идеологической и социально-политической борьбе. Особое внимание в докладе уделено кумранским Комментариям (или Истолкованиям — Пешарим) на библейские тексты, непосредственно отражающие идеологические, теолого-религиозные и общественно-политические коллизии между кумранитами (предположительно общиной ессейского толка; ср., например: Tantlevskij, I.R., Gromova, E.V., Gromov, D. (2021) Network analysis of the interaction between different religious and philosophical movements in early Judaism, Philosophies 6, 2. https://doi.org/10.3390/philosophies6010002), фарисеями и саддукеями. Кумраниты полагали, что пророческие тексты Священного Писания предвещают в иносказательной форме исторические события периода жизнедеятельности их общины и, прежде всего, факты, непосредственно связанные с судьбой конгрегации, и что, следовательно, «адекватное» истолкование соответствующих библейских текстов позволяет предвидеть будущее. Общинники верили, что они живут на пороге Эсхатона, поэтому их произведения, и особенно Комментарии-Пешарим, исполнены мессианско-эсхатологических, сотериологических и апокалиптических сюжетов, аллюзий, реминисценций. Среди кумранских рукописей мы встречаем как Комментарии на отдельные пророческие книги и Псалмы, так и собрания комментированных цитат мессианско-эсхатологического содержания из разных библейских произведений – т. н. флорилегии (антологии), тестимонии и катены, которым в докладе дается сравнительный анализ.
Переведенное названиеFeatures of Qumran “Prophetism
Язык оригиналарусский
СостояниеОпубликовано - 2021
СобытиеXXIV научная конференция «Универсум Платоновской мысли»: «Платон и современность» - СПбГУ, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Продолжительность: 22 июн 201623 июн 2016

конференция

конференцияXXIV научная конференция «Универсум Платоновской мысли»: «Платон и современность»
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
ГородСанкт-Петербург
Период22/06/1623/06/16

    Области исследований

  • концепт профетизма, Учитель праведности Кумранской общины, кумранский «профетизм», эсхатология, кумранские Пешарим

ID: 85378050