Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в энциклопедии, словаре, справочнике › Рецензирование
Сущее (Хайдеггер). / Паткуль, Андрей Борисович.
Большая российская энциклопедия. 2022.Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в энциклопедии, словаре, справочнике › Рецензирование
}
TY - CHAP
T1 - Сущее (Хайдеггер)
AU - Паткуль, Андрей Борисович
PY - 2022/5/26
Y1 - 2022/5/26
N2 - Су́щее (нем. das Seiende), понятие философии М. Хайдеггера, означающее всё то, что в том или ином отношении есть (ist). [Ср.: «Сущее – это нечто. Стол, стул, дерево, небо, тела, слова, поступки» (Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. Санкт-Петербург, 2001. С. 16)]. В философии Хайдеггера то, что относится к порядку сущего, получает название онтического. В соответствии с тезисом онтологической дифференции – принципом хайдеггеровской онтологии – от сущего следует отличать бытие (das Sein), которое не есть, но дано (es gibt) в понимании его человеческим Dasein. Относящееся к бытию именуется у Хайдеггера онтологическим. Само Dasein оказывается единственным и исключительным сущим, способным понимать бытие: только оно онтически таково, что существует онтологично. Бытие же выступает тем, что определяет сущее как сущее, т. е. тем, что априори позволяет сущему встретиться с Dasein в том, что и как встречающееся сущее есть. Бытийная конституция сущего определяет: 1) различие «чтойности» и «существования» в нём, 2) многообразие способов бытия различного сущего (наличность наличного, устойчивость математических предметов, жизнь живых существ, экзистенция Dasein и др.), 3) возможность говорить о сущем по формуле «оно есть то-то и то-то, так-то и так-то» (см. Хайдеггер М. «Бытие и время», § 2; Хайдеггер М. «Основные проблемы феноменологии», § 1–4).
AB - Су́щее (нем. das Seiende), понятие философии М. Хайдеггера, означающее всё то, что в том или ином отношении есть (ist). [Ср.: «Сущее – это нечто. Стол, стул, дерево, небо, тела, слова, поступки» (Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. Санкт-Петербург, 2001. С. 16)]. В философии Хайдеггера то, что относится к порядку сущего, получает название онтического. В соответствии с тезисом онтологической дифференции – принципом хайдеггеровской онтологии – от сущего следует отличать бытие (das Sein), которое не есть, но дано (es gibt) в понимании его человеческим Dasein. Относящееся к бытию именуется у Хайдеггера онтологическим. Само Dasein оказывается единственным и исключительным сущим, способным понимать бытие: только оно онтически таково, что существует онтологично. Бытие же выступает тем, что определяет сущее как сущее, т. е. тем, что априори позволяет сущему встретиться с Dasein в том, что и как встречающееся сущее есть. Бытийная конституция сущего определяет: 1) различие «чтойности» и «существования» в нём, 2) многообразие способов бытия различного сущего (наличность наличного, устойчивость математических предметов, жизнь живых существ, экзистенция Dasein и др.), 3) возможность говорить о сущем по формуле «оно есть то-то и то-то, так-то и так-то» (см. Хайдеггер М. «Бытие и время», § 2; Хайдеггер М. «Основные проблемы феноменологии», § 1–4).
M3 - статья в энциклопедии, словаре, справочнике
BT - Большая российская энциклопедия
ER -
ID: 115524100